ЖУРНАЛ РЕДАКЦИЯ НОВОСТИ СПРАВОЧНИК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
журнал
свежий номер

подписка

купить журнал

содержание
НОРВЕГИЯ

Избежание двойного налогообложения

Долговые споры: пути решения

Как "купить" второй паспорт?

Лицензия на убийство

Оффшорный банк: старая песня о главном

Паспорт — бронежилет?

Без визы в Европу

Чудо острова Бурано, или Почему в Венеции гондолы черные

История одной любви

Монастыри в россии

ДАЙВИНГ

архив

НОРВЕГИЯ

   Национальные особенности

   Сначала о лыжах. “Норвежец родится с лыжами на ногах!” – гласит норвежская поговорка. В вагонах поездов и в автобусах, совершающих внутренние рейсы, отведены специальные места для лыж – по числу мест пассажиров. Осло, как и другие города Норвегии, пустеет зимой в выходные дни: папы и мамы с детьми, дедушки и бабушки с маленькими внучатами становятся на лыжи и отправляются подальше от города. В Холменколлене и в холмисто-лесистой зоне отдыха, к северу от Осло, снежные склоны пестрят от десятков тысяч лыжников. Вся нация на лыжах! Нет в обиходе норвежцев предмета более распространенного, чем лыжи.

   И это излюбленное занятие не только простых смертных. Король Олав V (ум. в 1991 г.) тоже любил ездить с лыжами в Холменколлен на T-bane (норвежское метро) в воскресный день. Впрочем, такая демократичность и “близость к народу” вообще свойственна норвежской монархии.

   А в книге Скотта Фроста “Воспоминания спецагента ФБР Дэйла Купера” мне встретились замечательные строчки, абсолютно точно характеризующие положение дел: “По-моему, мои душа и тело вырубились, как только лыжи оторвались от трамплина. Нет, технически все было выполнено правильно, и я, конечно, летел. И даже испытал в какой-то миг чувство невероятной свободы… Однако, пожалуй, лучше я ограничусь научными исследованиями на земле, а в воздухе пусть парят птицы и норвежцы”.

   Теперь же рассмотрим поближе тех, кто парит среди птиц. Замечательно смог охарактеризовать свой народ священник из Осло Ш.А. Поллестад в книге “За Норвегию!”: “Верно ли, что нет в мире страны, где лучше жить, чем в Норвегии? “О, да, конечно!” – скажет вам каждый норвежец, отдыхающий в Италии или Испании. Так почему бы в таком случае не взять и не отправиться тотчас по домам? Такое решение сэкономило бы кучу денег, избавило бы от нудного стояния в очереди, утомительного перелета в тесном кресле, дрянной питьевой воды, отравленной пищи и мерзких испанцев. В Норвегии никто не надует и не обокрадет, не хватит солнечный удар, нельзя спалиться на солнце – словом, все говорит за то, что лучше всего было бы просто-напросто остаться возле родной Мьесы (самое большое озеро в Норвегии, курортная зона. – С.Ф.). А что до питейных радостей, то даже при ценах нашей “винной монополии” на сумму, в которую обходится поездка на Средиземное море, можно каждый божий день в течение минимум двух недель напиваться до потери сознания – и еще останется кое-что.
   А я на градусник смотрел? Известно ли мне, что на дворе минус тридцать? Разумеется. Стало быть, вы не возражаете, что хоть одно есть на юге преимущество – погода… А если взять целый год, то ничего на свете нет лучше Норвегии, разве что Швеция…
   “В общем-то, сплошные трущобы, со старых домов штукатурка валится”, – так норвежец описывает венецианские дворцы эпохи Возрождения.
   ОК! А насколько ниже цены в той же Италии! Здесь или во Франции не только погода лучше и цены ниже, там и еда вкуснее, питье приятнее, ниже налоги, меньше разводов, приличнее школы, больше телевизионных каналов, более гибкая система здравоохранения, более гуманная религия, быстрее ходят поезда и ко всему прочему гораздо больше свободы для индивида!
   В глазах норвежцев вопрос: “Так, значит, ничего хорошего я не вижу в своей родной стране?” Ну почему же, у нас лучше зубные врачи, чище воздух, выше ассигнования на социальные нужды, а к тому же еще все преимущества, происходящие оттого, что нас на квадратный километр приходится всего одиннадцать, тогда как французов 97, а итальянцев 187. В Риме живет столько же народу, сколько во всей Норвегии, а в Париже вдвое больше. Однако почему-то норвежцев, которые стремятся в Рим или Париж, бесспорно больше, нежели римлян или парижан, рвущихся в Норвегию к северным берегам”.

   Я частенько останавливаюсь жить на окраине Осло. Чтобы попасть в центр города, необходимо добираться или на автобусе, или на поезде (местная электричка) минут пятнадцать. Поезд обычно состоит из двух вагонов: первый – для пассажиров с билетами и проездными (с желтыми квадратиками наклеек на окнах), второй (с зелеными квадратиками) – с кондуктором, у которого можно купить билет, если вы не успели сделать это на станции. Однажды я спросила у знакомого: “Что будет, если я без билета сяду в первый вагон?” Очень уж хотелось выяснить состояние и количество “зайцев” на железных дорогах Норвегии. Знакомый, не задумываясь, отчеканил:
   – Если ты без билета села в первый вагон, необходимо пройти во второй и купить билет!
   – Нет! Ты не понял. Я хочу специально проехать без билета!
   – Ой! Тогда я не знаю. Я никогда не думал об этом, – честно признался он, растерянно пожав плечами.

   Спустя несколько дней он догнал меня на улице: “Знаешь, мы подумали всем офисом на работе и решили, что лучше все-таки пройти во второй вагон!”

   Потом я не раз задавала подобные вопросы представителям различных, что называется, слоев населения. Совсем еще молодые норвежцы пытались меня понять, иногда им это удавалось, и они, смеясь, выдвигали свои версии в стиле модерн; представители же старшего поколения никак не могли понять моего вопроса; но в любом случае неизменно задавался встречный вопрос: “Зачем это?”

   Норвегия является одной из самых холодных стран в мире. Если бы не те крохи тепла из Карибского моря, что зовутся Гольфстримом, жить в этой стране было бы попросту невозможно. Во всяком случае, при нынешних претензиях на комфорт и цивилизованные условия. Что с того, что Норвегию омывает теплый Атлантический океан? Зима такая долгая и темная, что даже неподалеку, в Дании, народ удивляется. “Ох уж эти норвежцы!” – говорят датчане с восхищением, смешанным со страхом.

   Может быть, именно географическое расположение и явилось причиной того, что северный народ отдает предпочтение крепким спиртным напиткам в противоположность южанам с их виноградными винами. Однако ни для кого не секрет, что уже многие годы в Норвегии Стортингом (парламентом) установлен строгий “сухой” закон. Это несколько напоминает то, что было у нас, в России, но выглядит совершенно иначе.

   Специфика норвежского “сухого” закона в том, что вина и крепкие алкогольные напитки не продаются в обычных магазинах и супермаркетах. Купить их можно только в специальных магазинах государственной системы Vinmonopolet. Как правило, они находятся лишь в крупных населенных пунктах и работают по специальному графику. Хотя практически все рестораны имеют лицензию на торговлю алкогольными напитками. Продажа крепких спиртных напитков разрешается лицам, достигшим 20 лет, пива и вина – 18 лет.

   И это не просто цифры: если клиент выглядит чересчур молодо, то у него действительно спрашивают документ, подтверждающий возраст, иначе заведение может потерять “золотую” лицензию. В субботу и воскресенье, когда Vinmonopolet закрыт, спиртное можно купить только в баре для употребления “не отходя от стойки”. В Норвегии практически невозможно увидеть компанию, распивающую спиртные напитки в общественных местах, то бишь на улице или в парке на скамейке.

   Сеть Vinmonopolet является единственным официальным источником “огненной воды”. И она подконтрольна Стортингу. Однако самый, пожалуй, главный минус “пития хмельного” в Норвегии – высокая цена на алкоголь. С одной стороны, кажется, что в стране решена проблема алкоголизма или, по крайней мере, государство находится на пути к ее решению. В полицейской хронике все меньше и меньше отчетов о преступлениях, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Но, с другой стороны, присмотревшись более внимательно, можно заметить, что именно строгий “сухой” закон спровоцировал развитие наркомании. За последние годы наркотики получили весьма широкое распространение среди населения. Почему? Потому что зачастую наркотик стоит дешевле, чем та самая пресловутая бутылка водки.

   Однако в Стортинге не спешат поднимать вопрос об ослаблении “сухого режима”, поскольку правительство не желает выпускать из своих рук контроль над экономически выгодным бизнесом. А между тем в столице уже проходят демонстрации молодежи, требующей легализовать легкие наркотики – например, марихуану. Главным аргументом “за” является соседняя “новаторская” Голландия, где принят соответствующий закон и где статистика преступности не выросла по этой причине. Пока парламент ответил активистам подобных демонстраций лишь душем из брандспойтов, но что будет дальше – пока никто не знает…

   “Меж холмов и утесов у моря – там обрел свой норвежец приют”, – поется в песне, которую большинство норвежцев распевало еще в школе и которая по сей день порой звучит на их веселых застольях, преимущественно к югу от Гамбурга. В одном из куплетов этой основательно проспиртованной песни, между прочим, поется нечто и вовсе нелепое: “И глухою зимою мечтал он: мне в стране потеплее бы жить. Но лишь солнце весной засияло, стал родной его берег манить”.

   Постоянное перемещение в пространстве играет важную роль в жизни норвежцев. Я не буду говорить о путешествиях во время отпусков. Достаточно того, что каждую пятницу городской вокзал переживает настоящий бум. Сюда приезжает весь город, чтобы куда-нибудь уехать на выходные. Ни в одной стране вы не увидите столько людей с рюкзаками! Так что не верьте разговорам, что скандинавы – домоседы!

   Те, кто остался в городе, тоже не особенно скучают. В их распоряжении – кино, театры, дискотеки, бары и т. д. К вашему сведению, в Норвегии ночные клубы и дискотеки имеют возрастную градацию. Из этого вытекает политика поведения хозяев заведения: стоимость билета, звучащая музыка, продажа спиртных напитков и время закрытия. Поэтому даже если вам за…, но выглядите вы лет этак на десять моложе, – запаситесь паспортом! И если вы стоите на пороге ночного клуба “для тех, кому за 30”, а ваш юбилей состоится, например, только на следующей неделе, можно гарантировать 99% вашего непопадания внутрь.

   И еще один момент. Вам удалось побывать на вечеринке и хорошо провести время, общаясь с кем-либо. На следующий день, встретившись на улице, с вами могут лишь поздороваться и поддержать разговор только парой незначительных общих фраз. Не обижайтесь! Это не холодность собеседника в ваш адрес, это сложившееся негласное правило. Принятая в норвежском обществе сдержанность в эмоциях не позволяет норвежцу радостно бросаться к вам навстречу, снося все на своем пути. Это присуще русскому человеку. Норвежец еще долго будет приглядываться к вам, смотря не только на то, как вы отдыхаете, но и как работаете, что является немаловажным фактором для скандинава. Но если норвежец стал вашим другом, считайте, это на долгие годы.

   “Alt for Norge!” (“Все ради Норвегии!”) – девиз королей Хокона VII, Олава V и Харальда V. Норвежцы действительно живут согласно этому принципу, а нам можно только позавидовать искреннему патриотизму и самодостаточности норвежцев.


   НОРВЕГИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

   В 2002 году Норвегия была признана лучшим в мире государством для проживания и заняла первое место в списке стран по уровню жизни населения (согласно статистическим отчетам ООН). Последние два года Норвегия занимала второе место.

   Между российским Архангельском и норвежской провинцией Тромсё подписано соглашение о привлечении российских студентов сельскохозяйственных вузов для работы на норвежских фермах.

   “Если еще 40 лет назад женщины не допускались к профессиональному изучению Библии и различных церковных наук, то сегодня более половины студентов теологического факультета университета в Осло – женщины. Если так пойдет дальше, через 50 лет женщины будут составлять большинство духовенства страны”, – заметил профессор теологии Тормод Энгельсвикен.

   Церковь Норвегии создала свою собственную комиссию, целью которой является отделение церкви от государства и создание новых отношений между ними. Комиссии предстоит сложная задача: определить новую структуру церкви, а следовательно, степень изменений в Конституции страны. Должен быть решен также вопрос о праве самой церкви (а не правительства) назначать епископа и настоятеля собора. Еще одна задача – централизация финансирования церкви и ее утверждение как основополагающей религиозной общности. Отделение церкви от государства может привести ее к финансовому краху. На сегодняшний день законная собственность церкви оценивается в 4 биллиона крон. Только 29 % населения готовы платить церковный налог в случае, если отделение произойдет. Более 62 % сказали “нет” такому налогу. Это будет самым существенным конституционным изменением в стране со времен аннулирования союза со Швецией в 1905 году. Решение вопроса о превращении Норвегии из конституционной монархии в республику отложено Стортингом. Дебаты возобновятся в 2014 году, после празднования 200-летия независимости страны.

   Число норвежских пенсионеров, постоянно проживающих за рубежом, неуклонно растет. В 2002 году таковых насчитывается уже 30 000 человек. Это на 10 000 больше, чем четыре года назад. Возглавляет список любимых норвежскими иммигрантами стран Швеция, там проживают более 9 000 норвежских пенсионеров. Далее в этом списке США и Испания. В основном пожилые люди убегают от холодных зим и дождей, хотя все прочие условия жизни в Норвегии многих из них устраивают.

   Средняя продолжительность жизни норвежцев за последние 30 лет значительно увеличилась: у мужчин – на 5 лет (76,2 года), у женщин – на 4,5 года (81,5).

   Пассажирам круизных лайнеров, прибывающих на Свальбард (Шпицберген), следующим летом будет предложена новая программа “активного отдыха”. Они смогут принять участие в очистке пляжей от мусора. Тур-операторам вменяется в обязанность информировать туристов об этой акции и приглашать потенциальных клиентов для участия в ней.

   В самом недалеком будущем в Норвегии пройдет перепись населения. К такому решению пришло Центральное бюро статистики, которое уже приступило к рассылке необходимых бумаг для регистрации. Первая перепись населения в Норвегии состоялась в 1769 году. Тогда в стране проживали 723 618 человек.

   В октябре 2001 года в Южной Норвегии вблизи города Ас был открыт пешеходный мост через скоростную магистраль E18. На открытии побывала королева Сонья. А знаменателен мост тем, что построен он по проекту, созданному в 1502 году Леонардо да Винчи.

   103 года назад, в 1899 году, норвежец Йохан Валер придумал обыкновенную канцелярскую скрепку для бумаг.

   В 1970 году шведский парламент по инициативе правящей либеральной партии принял закон, запретивший популяризацию в стране профессионального бокса, который угодил в разряд “слишком грубых, вредных для здоровья” видов спорта. В Норвегии профессиональный бокс был запрещен двадцать лет назад, в 1982 году. А в Исландии и вовсе с этого года в спортивных магазинах не продаются боксерские перчатки.

   Во всех скандинавских странах, кроме Исландии, разрешены однополые браки. Но в документах это называется не “брак”, а “партнерство”. Такое “партнерство” официально разрешено в Дании с 1989 года, в Норвегии – с 1993-го и в Швеции – с 1995 года.

   В 1993 году в Норвегии принят закон, по которому декретный отпуск дается не только матери, но и отцу ребенка.

   В Норвегии законом о СМИ запрещено показывать сцены насилия, кровавые разборки и мертвые тела по ТВ и публиковать соответствующие фото. Только с недавних пор в СМИ стали встречаться слова “суицид” и “самоубийство”, поскольку ранее было запрещено упоминание этих слов.

   В норвежском языке нет привычных для русского уха ругательств. Это является следствием пуританского образа жизни, которого норвежцы придерживались в течение многих столетий. И если в основе русского мата лежат ругательства “сексуального” характера, то в северных странах они имеют религиозную окраску. Для норвежца будет гораздо обиднее, если вы его отправите “к черту”, чем в какое-либо интимное место. Хотя в последнее время в связи с глобализацией общества ситуация меняется.


   КАК ПОПАСТЬ В НОРВЕГИЮ

   “Летайте самолетами Аэрофлота!”, но если хотите – самолетами SAS либо иной другой авиакомпании. В любом случае вы попадете в новый международный аэропорт города Осло – Гардемун (Gardermoen), который существует всего четвертый год и расположен на территории бывшего военного аэродрома. Как в сказке – посереди лесов и гор, к востоку от солнца, к западу от луны, посередине ветра, в 47 километрах к северу от столицы.

   Старый же аэропорт, Форнебу (Fornebu), зарастает травой всего в двух километрах от Осло, величественно простирая границы взлетной полосы далеко во фьорд. Конечно, здесь и взлетная полоса короче, и неудобства большие для жителей находящихся вблизи домов, и здание аэропорта древнее, но… Лично я всегда буду с ностальгией вспоминать Форнебу и тот момент, когда самолет коснулся земли в солнечный майский день, быстро пробежался вдоль приветливо искрящейся воды фьорда и белоснежных яхт и резко развернулся в конце взлетной полосы, у самого края земли.

   Практичные норвежцы до сих пор не решат, как лучше использовать огромную освободившуюся площадь. Предложений много: переделать здание бывшего аэропорта в культурный центр с новой оперой, построить торговый центр или же сровнять все с землей и продать населению, которое с удовольствием раскупит кусочки фьорда невзирая на цену…

   Возможно, вы прилетите в мир вечных облаков и молчаливых гор с чувством какой-то недосказанности. Наверное, это чувство возникает из-за отсутствия тех самых фьордов, которыми славится Норвегия… По сей день ведутся дебаты на тему нового аэропорта: там ли он построен, насколько удобен, целесообразен ли он вообще, как улучшить его работу, что изменить и так далее. Но Гардемун функционирует, провожает и встречает самолеты практически всех авиакомпаний мира. Это факт, нравится он кому-то или нет.

   Тем, кто плохо владеет языками, потребуется приложить некоторые усилия, чтобы попасть в Осло. Для остальных же совершить небольшое путешествие к “цивилизации” не составит труда. Попасть в город можно автобусом (дешевле, но дольше по времени – около часа) либо специальным экспресс-поездом (Flytoget). Последний находится в пути всего 15-20 минут и останавливается только в Лиллеструме на пять минут. Это удовольствие стоит в полтора раза дороже. Новенький суперпоезд со всеми удобствами, включая телевизор и вызов “проводника” по требованию, отправляется в Осло каждые 15 минут. Билет можно приобрести на первом этаже аэровокзала.

   В аэропорту есть также службы такси и проката автомобилей.

   В Норвегию можно попасть не только воздушным путем. Этот способ экономит время. Романтикам же в летний сезон рекомендуются водные трассы. Потрясающее волнение испытываешь, когда корабль (или паром) входит в порт Осло со стороны Осло-фьорда. Вы видите покрывающий фьорды город с величественной городской ратушей в центре. Для этой цели подходят паромы Viking Line, Silja Line, Stena Line, Color Line, которые курсируют в Осло из Дании, Германии, Швеции, Финляндии, Англии.

   Поскольку Норвегия расположена в западной части Скандинавского полуострова, путешествие в эту страну поездом не очень удобно, хотя тоже возможно. В этом случае ваш путь будет пролегать через территории Финляндии и Швеции. Если вдруг вы поедете через Киркенес, где находится сухопутная граница России с Норвегией, вам придется преодолеть более 2500 километров, прежде чем вы попадете в Осло. Но зато страна раскроется перед вами во всем разнообразии.

   Естественно, самый дешевый способ попасть в Норвегию – автобус или машина. Вы можете потерять много времени, но сэкономите свои средства. Впрочем, глагол “потерять” не очень уместен. Вы увидите, насколько разнятся северные страны, которые при взгляде на карту традиционно представляются неким абстрактным единым целым. Необходимо заметить, что хоть Финляндия и расположена на Скандинавском полуострове, но к Скандинавии не относится! Скандинавия – это Норвегия, Швеция, Дания и Исландия.

   Билеты на рейсовые автобусы из Хельсинки или Стокгольма до Осло продает, как правило, сам водитель. Иногда правила перевозки той или иной автобусной компании требуют предварительного бронирования мест. Но обычно это необходимо лишь в летний сезон отпусков.

   Есть еще такие мелочи, о которых нужно знать, потому что их можно использовать в своих интересах: все билеты (на автобус или паром) дешевле с понедельника по четверг. В пятницу вечером – самые дорогие билеты. В субботу и воскресенье – стоимость падает по мере приближения к понедельнику. Причем разница в цене действительно существенна.


   ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО СТРАНЕ

   Передвигаться по стране можно как угодно, все зависит от вашей фантазии и возможностей. Можно летать самолетами местной авиакомпании или брести пешком через всю страну с рюкзаком на спине!

   Если вы взяли напрокат машину, то останавливаться на ночные стоянки лучше всего в мотелях или кемпингах. Несмотря на высокое качество дорожного полотна, эта страна не для лихачей: на пути вам встретятся бесконечные туннели, а сам путь представляет собой извилистую до невозможности ленту асфальта, выложенную среди гор. Впрочем, норвежские дороги считаются одними из лучших в мире. Нужно только внимательно следить за поворотами. Прямые скоростные шоссе находятся только в непосредственной близости от крупных городов. Вне пределов населенных пунктов максимальная скорость ограничена 80 км/ч. В населенных пунктах предельно допустимая скорость 50 км/ч.

   Когда первый раз проезжаешь по горному плато, обращаешь внимание на трехметровые шесты, вкопанные вдоль дороги. Дело в том, что в зимнее время здесь выпадает столько снега, что местонахождение дороги можно определить только по этим шестам. И слой снега в три метра – это не предел для норвежских гор!

   На норвежских автотрассах правила требуют движения с постоянно включенными фарами ближнего света, даже в яркий солнечный день. Использование ремня безопасности обязательно. В автомобиле необходимо иметь предупреждающий знак на случай аварии или неисправности.

   В отношении управляющих автотранспортным средством в состоянии алкогольного опьянения законы Норвегии очень строги: предельно допустимый уровень содержания алкоголя в крови составляет 0,5 мл, если он выше, то нарушителя ожидает весьма суровое наказание, вплоть до тюремного заключения. Кроме того, лекарства, приема которых следует избегать во время управления машиной, отмечены на упаковке красным треугольником.

   Вдоль дорог много специально оборудованных мест для остановки и короткого отдыха. Тут же находятся телефоны на случай аварии или поломки автомобиля. По номеру, начинающемуся с 800, в Норвегии можно звонить бесплатно.

   Информационный центр Государственного дорожного управления Норвегии всегда даст вам нужные сведения о расстоянии между различными населенными пунктами и расписании движения паромов (круглосуточный номер – 47 22 65 40 40). В Центре можно получить карту любого города, любого участка страны с указанием местонахождения паромных причалов и мостов, а также всех туннелей, высота которых менее 4,5 метров. Норвежская дорожная сеть насчитывает более 530 туннелей. Большинство из них освещается, около 40 – вентилируется.

   Согласно норвежским нормам и требованиям, запрещено управлять автомобилями, которые не являются устойчивыми на дорожном полотне. Устойчивость может быть достигнута с помощью использования в зимнее время шипованных покрышек или нешипованных покрышек с цепями на них или иными приспособлениями. Шипованные покрышки и цепи можно взять напрокат.

   На некоторых участках дорог, а также на паромных переправах взимается плата (от 10 до 50 крон). Эти сборы могут быть и более высокими, особенно на участках с туннелями, проходящими под водой. Эти сборы идут на финансирование строительства дорог, мостов и туннелей.

   Можно путешествовать и на поезде, купив, например, месячный абонемент по Норвегии (или по всей Скандинавии). В нем не указывается пункт назначения и время прибытия поездов. Предназначен он для неограниченного числа поездок. Вы сами выбираете свой маршрут! Садитесь в любой поезд в любом направлении на свободное место и едете куда хотите. Очень удобно. И это дешевле, чем фиксированное место в купе! Но если вдруг подойдет человек с билетом на занятое вами место, вы обязаны его уступить и пересесть на другое. Ничего страшного здесь нет, никто на вас косо не посмотрит – так путешествуют все! День – в городе, ночь – в поезде. Однако все же стоит учесть, что бронирование мест на большинстве поездов дальнего следования обязательно.

   Можно взять более дешевый фиксированный билет на ночной поезд в сидячем вагоне. Но поездка в таком вагоне может иметь свои особенности. Однажды по пути в Берген мне пришлось стать свидетельницей весьма любопытных сцен. Сидящий у окна пассажир выходил покурить в тамбур каждые 15 минут. И каждые 15 минут мне с моим соседом приходилось просыпаться и заниматься зарядкой, подгибая ноги и убирая рюкзаки. Первый пассажир регулярно извинялся, а второй точно так же регулярно коротко отвечал: “OК!”. Достойный пример того самого нордического спокойствия, о котором все говорят! Под утро я не выдержала и расхохоталась, представив, как долго продолжалось бы такое в поезде, следующем, например, из Москвы в Благовещенск. Мои спутники вопросительно посмотрели на меня, но объяснить им причину смеха было очень тяжело.

   Есть еще одно немаловажное обстоятельство. Если ночной поезд следует к побережью (многие норвежские города расположены не на континенте, а на островах), то вам предлагается посмотреть расписание движения “пригородных катеров”. Обычно поезд подходит прямо ко времени отправления местного парома или катера. В таких случаях нужно не зевать! Иначе вы рискуете застрять здесь до следующего рейса. Если же вы не торопитесь, а наоборот, желаете задержаться в центре города, чтобы осмотреть его, поинтересуйтесь, не отправляется ли ночной поезд на запасной путь. Если это так, то еще некоторое время – час или два (исходя из время прибытия) – вы можете спокойно дремать на своем месте. Никто в спешном порядке выгонять вас не станет!

   Точно так же: если поезд отправляется поздно ночью, посадка на него разрешается за пару часов до отправления, чтобы пассажиры не мерзли “на природе”. Говорю так потому, что вокзальные сооружения в некоторых норвежских городах назвать “сооружениями” язык (по крайней мере, у многих россиян) не повернется.

   Можно путешествовать и на автобусах, которые курсируют в более чем 50 направлениях. Но их движение лучше развито в центральной и южной Норвегии. Поэтому, еще находясь в Осло, уточните в автобусных компаниях, существуют ли рейсы туда, куда вы хотите. Как правило, автобусное сообщение связано с другими видами транспорта – паромами, морскими судами, поездами и самолетами.

   Для путешествующих по Норвегии существуют два вида абонементов: 7-дневные и 14-дневные. Для детей – льготная цена. Абонемент является действительным в течение года.

   И вообще, всегда спрашивайте в кассах, какой билет вам удобнее купить и где лучше сделать пересадку, где взять карту города или необходимое расписание движения транспорта и т. п. Вам всегда с радостью объяснят и помогут!


   ПРОЖИВАНИЕ И РАБОТА

   В 1975 году в Норвегии были введены ограничения, касающиеся иммиграции. С тех пор этот процесс строго регулируется. Новые правила максимально ужесточены. Это означает, что ни у кого нет общего доступа к проживанию или работе в Норвегии. Специальная процедура существует для граждан стран, входящих в ЕЭС. Граждане Скандинавских стран не нуждаются в получении вида на жительство или работу.

   Законодательной базой по иммиграции является акт “Об иммиграции” 1988 года и Правила иммиграции 1990 года.

   Примерный перечень лиц, которые могут получить вид на жительство или работу:
   - студенты, которые были приняты в аккредитованные учебные заведения;
   - специалисты в определенных областях;
   - сезонные работники;
   - домработницы;
   - близкие родственники (чаще всего супруги и дети);
   - лица, нуждающиеся в помощи (политические беженцы);
   - стажеры.

   К лицам, желающим получить вид на жительство или разрешение на работу, предъявляются следующие требования:
   - заявитель должен быть обеспечен собственными денежными средствами и жильем (в некоторых случаях Директорат по делам иностранцев освобождает от этой обязанности);
   - по общему правилу заявление и все документы должны быть предоставлены на рассмотрение в стране проживания заявителя, так как он не может въехать на территорию Норвегии, пока не будет принято положительное решение по заявлению.

   Специалисты освобождаются от такой процедуры.

   Существуют различные специальные требования, предъявляемые непосредственно к каждой группе лиц, перечисленных выше. Например, разрешение на работу дает специалисту возможность через три года получить вид на жительство, в то время как для других категорий применяются другие правила.

   СТУДЕНТЫ
   Студентам, которые были приняты в аккредитованные учебные заведения (чаще всего университеты или колледжи), может быть предоставлено разрешение на проживание.

   Заявитель должен быть в состоянии оплатить свое обучение и иметь жилье. После окончания учебы он должен возвратиться в страну постоянного проживания. Разрешение на учебу не дает права на работу в Норвегии. Однако студенты могут получить разрешение на работу с неполным рабочим днем или во время каникул, если это не повредит учебе. Во время учебы студент также может обратиться за разрешением на работу с полным рабочим днем, но перед этим он должен получить конкретное предложение о работе.

   Студенту лучше всего заранее составить план обучения в Норвегии, так как для продления разрешения на проживание потребуется предъявить доказательства, что он учится успешно. Это также дает возможность получения стипендии от Фонда государственного образования (State Education Loan Fund).

   СЕЗОННЫЕ РАБОТНИКИ
   Сезонное разрешение выдается лицам, которые могут быть заняты на сезонных работах – например, сборе урожая и ягод. Сезонные работники могут также замещать работников, ушедших в отпуск.

   Такое разрешение предоставляется на срок до трех месяцев и, как правило, не может быть продлено. По заявлению разрешение на сезонные работы может быть продлено до трех месяцев, если оно было выдано на меньший период, и в особых случаях еще на один дополнительный месяц. Повторно такое разрешение может быть выдано только после шести месяцев проживания вне страны.

   Для получения разрешения на сезонную работу соискатель должен иметь предложение о работе в виде заполненной формы или стандартного трудового договора.

   Заработная плата должна соответствовать принятым тарифам.

   СПЕЦИАЛИСТЫ
   Специалистом признается лицо, имеющее профессию или определенные навыки, квалификацию. При получении разрешения необходимо пройти тестирование. Рассчитывать можно только на работу, которую не выполняют граждане Норвегии и стран, входящих в ЕЭС.

   Обращаясь за разрешением на работу, необходимо иметь предложение о работе в виде заполненной формы или стандартного трудового договора. Предложение о работе должно быть действительно в течение года. Разрешение на работу для специалиста тесно связано с конкретным рабочим местом в конкретной компании. Это означает, что работать в другом месте без получения нового разрешения возможности не будет. Заработная плата и условия труда не могут быть менее принятых норм для определенного вида и места работы.

   Разрешение на работу дается сроком на один год и может быть продлено. Оно может служить причиной для получения разрешения на постоянное проживание в Норвегии. Специалист может обратиться за таким разрешением, если он постоянно проживал в стране в течение трех лет на законных основаниях. После получения разрешения на постоянное проживание появляется возможность получить работу и вести бизнес по всей стране без ограничений, а также разрешение для других членов семьи переехать в Норвегию.


   СВОЕ ДЕЛО В НОРВЕГИИ

   Все частные предприниматели и фирмы, занимающиеся коммерческой деятельностью, должны быть зарегистрированы в Центральной регистрационной палате Норвегии (Bronnoysundregistrene). Исключение составляет деятельность, носящая характер увлечения или хобби. Четких границ, разделяющих понятия “хобби” и “предпринимательство”, нет. Практическим ориентиром служит Закон о налоге на добавленную стоимость (Merverdiavgiftsloven), согласно которому вам не придется платить налог (и нет необходимости регистрироваться), если оборот от деятельности за последние 12 месяцев не превышает 30 000 крон. Если оборот превышает эту сумму, ваша деятельность уже носит экономический характер, и вам нужно регистрироваться и платить налоги.

   Возможность зарегистрировать фирму имеют граждане Норвегии и иностранные лица, имеющие вид на жительство в Норвегии (до недавнего времени существовало дополнительное требование: иностранец должен был иметь вид на жительство и проживать в стране последние три года; это требование теперь упразднено). В Законе об акционерных обществах есть ограничение, распространяющееся на этот вид организации деятельности: управляющий (daglig leder) и как минимум половина членов правления АО должны иметь норвежское гражданство или вид на жительство последние три года (Aksjeloven § 6.11).

   Наиболее актуальные типы организации в Норвегии: частный предприниматель, ответственное товарищество и акционерное общество. Немного о каждом:

   1. Частное предприятие (ЧП) – наиболее приемлемый тип организации. Достоинства: простота и дешевизна оформления, незначительное количество формальных требований. Недостатки: владелец несет полную личную ответственность за обязательства предприятия. Если ваше предприятие должно кому-то деньги, этот долг “не стирается”, даже если предприятие ликвидируется. Долг вычитается из любого источника вашего дохода (зарплата на другой работе) в будущем. Здесь есть над чем задуматься, например, программистам, занимающимся частным бизнесом. Если ваш клиент потеряет деньги из-за того, что ваша программа не работает как надо, вам могут выставить требование о возмещении ущерба.

   Процедура регистрации ЧП довольно проста. Прежде всего вам необходимо получить идентификационный номер (D-nummer), что является простой формальностью, если у вас есть вид на жительство. Проверьте в паспорте: может, этот номер там уже стоит, надписан на штампе, подтверждающем вид на жительство. Затем заполняется анкета и сдается в Центральную регистрационную палату. Если вы сделаете это без ошибок, то уже через 2-3 недели у вас будет своя фирма. Расходы на регистрацию небольшие: 2620 крон.

   2. Ответственное товарищество (ОТ) – то же ЧП с двумя или несколькими участниками. В отличие от распространенных в России ТОО и ООО, товарищества в Норвегии в лице своих участников несут полную ответственность за свои обязательства, как и ЧП. Формальностей с этим типом организации несколько больше, чем в предыдущем случае, – в частности, необходимо составление учредительных документов, однако особых трудностей тут нет. Товарищества подразделяются на ANS (ansvarlig selskap, ОАО) и DA (delt ansvar, ЗАО). В первом случае кредиторы могут требовать возвращение долгов предприятия с любого члена товарищества (с того, кого первым “поймали”, или с того, у кого есть деньги). Это называется солидарная ответственность (solidaransvar). Во втором случае члены товарищества несут ответственность за заранее оговоренную долю обязательств предприятия. Например, если Петров записан в учредительном документе как ответственный за 30% обязательств, то кредиторы не имеют права взять с него более 30% долга предприятия. Общая ответственность всегда должна быть 100%. Налоги товарищество не платит, поскольку оно не является юридическим субъектом перед налоговиками. Прибыль товарищества делится между его членами в соответствии с учредительными документами. Члены товарищества в свою очередь уплачивают налоги со своих доходов как частные предприниматели.

   3. Акционерное общество (АО). Для нормального русского человека, начинающего небольшой бизнес в Норвегии, регистрация АО просто нереальна. Дело в том, что при учреждении АО требуется уплата уставного капитала в размере минимум 100 000 крон. Такие деньги есть не у всех. Есть, правда, одна приятная деталь: капитал можно внести не только деньгами, но и имуществом, например машиной (если она у вас есть, и если ее реальная стоимость не ниже 100 000 крон). Другой недостаток этого типа организации – наличие большого количества формальностей, которые стоят и времени и денег (множество учредительных документов, необходимость проводить собрания акционеров, повышенная финансовая отчетность перед государством, обязательные ревизионные проверки, ограниченные возможности выплаты дивиденда). Несмотря на вышесказанное, многие предпочитают именно этот тип организации, поскольку он дает владельцу возможность оптимизировать налоги. Дело в том, что АО является отдельным субъектом налогообложения, и схема расчета налога существенно и часто выгодно отличается от вышеупомянутых типов организации. Другим существенным преимуществом АО является ограниченная ответственность владельцев-акционеров за долги предприятия. В случае банкротства участники АО несут убытки, связанные с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.


   ТЮРЬМЫ СКАНДИНАВИИ

   В Норвегии заключенные сидят в четырех- или одноместных комнатах – камерами их назвать сложно. Обычно новичков норвежской тюрьмы помещают в четырехместные комнаты (в шведских и датских тюрьмах, как правило, все камеры одноместные). Четырехместная камера состоит из гостиной, где стоит телевизор, стол и четыре кресла, и четырех маленьких закутков с кроватями и шкафчиками. Закутки отгорожены от гостиной занавесками, есть свой санузел. Камера на одного человека – это светлая, чистая комната площадью 6-7 квадратных метров. Есть умывальник, цветной телевизор, книжная полка, обычная деревянная кровать, на полу коврик. Забота о человеке прежде всего, даже в тюрьме заключенному стремятся предоставить максимально комфортные условия проживания. И – что характерно – сотрудники тюрьмы не имеют юридического права вломиться в камеру без разрешения постояльца, если, конечно, у них нет на то очень веской причины. В Норвегии до девяти часов вечера разрешен свободный (без сопровождения охраны) выход из камеры в коридор, кухню и комнату отдыха. Посредине коридора стоят теннисные и бильярдные столы, около стены – большой аквариум; в комнате отдыха есть большой телевизор, мини-библиотека и игровая, где можно сразиться в шахматы, шашки и другие настольные игры; в холле стоит компьютер, подключенный к Интернету, телефонные автоматы с выходом на междугородную и международную линии, комнатные растения.

   В вечерние часы заключенные могут играть в футбол, теннис или заниматься в тренажерном зале. Периодически команды заключенных проводят товарищеские встречи с командами жителей близлежащих городов. Все здесь понимают: это необходимо для того, чтобы люди, которые в свое время “оступились”, не чувствовали себя изгоями.

   В тюрьме есть отдельная комната для наркоманов, у которых началась ломка, а также для буйных алкоголиков или душевнобольных в момент кризиса. Все это говорит о заботе государства о каждом гражданине в отдельности. В дверях камер глазков нет, любое наблюдение запрещено.

   На территории тюрьмы есть небольшой магазинчик с товарами “первой необходимости” – туалетными принадлежностями, телефонными картами, жевательной резинкой, сладостями, открытками и книгами.

   На территории с уютными и красиво – как в примерном парке – подстриженными зелеными газонами и клумбами, расцвеченными макушками георгинов, хризантем и астр, людей почти не встретишь: заключенные на работе. Трудовой день в тюрьме Нэрбо, расположенной недалеко от четвертого по величине города Норвегии Ставангера, длится с 8.00 до 14.30. Преступники трудятся на самой большой ферме округа: выращивают злаковые культуры, ухаживают за скотом. Их никто не контролирует, все на совести заключенного. Поля не огорожены забором, если не считать небольшую насыпь из камней. Правда, до фермы и обратно каждого заключенного сопровождает охранник.

   На территории тюрьмы может быть, например, и оснащенная по последнему слову техники прачечная: тюремное предприятие принимает заказы на стирку белья от воинских частей, больниц, домов престарелых и прочих заведений. Работа не изнурительная, с перекурами через каждый час.

   Учеба в школе приравнивается к работе в тюремных мастерских – это тоже часть системы перевоспитания. За это положены привилегии: компьютер в комнату, доступ в Интернет. В тюрьме можно получить любое образование, от начального до высшего, или хорошую специальность – например, повара или шофера. Если заключенный учится, работать ему уже не надо, а за учебу он получает стипендию.

   В скандинавских странах зарплата заключенного составляет примерно пять долларов за 5-6 часов работы. Деньги в основном перечисляются на сберкнижку, чтобы при выходе на свободу человеку было на что жить, но небольшая часть выдается на руки на карманные расходы. Обо всем остальном заботится государство: оно тратит на каждого заключенного 1500 крон в день. Часть заработанных заключенными денег идут на оплату “проживания” и дополнительных услуг. В тюрьме кроме положенного завтрака, обеда и ужина – все платное. Телевизор и радио стоят 15 крон в неделю, за разговор по телефону тоже надо платить. Философия существования скандинавских тюрем укладывается в одну фразу: никакой “халявы”.

   Охранники – мужчины и женщины. Никакой дискриминации по половому признаку здесь нет. Женщины могут охранять мужчин, а мужчины женщин. В датских следственных изоляторах и закрытых тюрьмах (люди здесь ждут решения суда, а также отбывают небольшие, до шести месяцев, сроки заключения) для смягчения нравов заключенных и создания благоприятной атмосферы для отбывания ими наказания должно быть не менее сорока пяти процентов женского персонала, в открытых – до тридцати. Существуют еще и так называемые “электронные кандалы” – датчики, которые прикрепляются к руке осужденного. Они-то и позволяют “надзирателям” следить за передвижениями своего подопечного. Слово “надзиратели” взято в кавычки не случайно: в шведских тюрьмах, например, такой должности нет, – есть воспитатели и психологи.

   Арестный дом в Эсбьерге (Дания) – закрытая тюрьма. Это значит, что наказание отбывается при наглухо запертых входных дверях и отсутствии возможности выйти в город на прогулку. В деревне Скэрбэк есть открытая уездная тюрьма Рэнбек на сто десять заключенных. Пятнадцать процентов сидят здесь за сексуальные преступления, четверть – за насилие, еще четверть – за кражи, остальные – за прочие преступления. Тюрьма представляет собой улицы с коттеджами, магазинчиком, мастерскими, коровником, футбольным полем, гольф-площадкой, автобусной остановкой. Кто хочет, тот приезжает в гости: жена, любимая… Хоть каждый день! Здесь нет никаких заборов и решеток. Единственное ограничение свободы – скандинавские уютные “вагончики” запираются изнутри в 22.00 и отпираются надзирателем, остающимся ночевать вместе с заключенными, в 7.00. Не пришел до 22.00 – значит, сбежал. Однако ни одна душа не побежит тебя искать: когда попадешься, будешь переведен в тюрьму закрытого типа – свидания раз в неделю, нет футбола, нет гольфа…

   Листаем страницы “Руководства по отбытию наказания” (и такое бывает!). Нет сомнения, датчане им могут гордиться, как, впрочем, и всей датской пенитенциарной системой. Глава “Свободное время”… Глава “Лечение зубов”… Глава “Письма”… Составлено “Руководство” в таком духе: “Если вам трудно писать, вы можете сообщить об этом персоналу, который поможет вам с записью вашего письма на магнитофон...” Вот еще пример, из главы “Религия”: “…если вы приверженец религии, согласно которой вам запрещено работать в определенное время, вы будете освобождены от работы на это время…” Неплохо, не правда ли? А как вам эта выдержка из главы “Свидания”: “…если у вас нет членов семьи или друзей, которые могут вас посетить, вы можете спросить персонал о возможности свидания с членами общества друзей заключенных... Вы можете встречаться с представителями прессы…”?

   Поэтому зеки, несмотря на отсутствие заборов, не стремятся “направить лыжи” из тюрьмы. Скандинавские страны маленькие – беглеца сразу же арестуют.

   Большинство заключенных отсиживают две трети своих сроков. Смертной казни и пожизненного заключения здесь нет. Через несколько лет “отсидки” можно получить 12 часов “каникул”, а в последующие годы будет возможность покидать тюрьму на 18 дней ежегодно.


   ЛОЖНЫЕ БЕЖЕНЦЫ ИЗ РОССИИ

   Норвежскими властями введен в действие ряд мер, призванных остановить приток ложных беженцев из России в Норвегию. К ним относятся: ускоренное рассмотрение заявлений о предоставлении убежища, сокращение денежного пособия претендентам, заключение в тюрьму тех, кто после получения отказа в убежище не могут удостоверить свою личность.

   Принятие подобных мер обусловлено тем, что число российских граждан, просящих убежище в Норвегии, в последние годы неуклонно растет. При этом, как показывает практика, большинство соискателей имеют ложные представления о возможности получить убежище или разрешение на работу в Норвегии. Во многих случаях этому способствует деятельность российских посредников, которые за плату предлагают российским гражданам, совершающим поездку в Норвегию, оказание иммиграционных услуг.

   Почти все россияне, обратившиеся с просьбой о предоставлении убежища и получении вида на жительство, не признаются лицами, действительно нуждающимися в защите, и получают отказ. Многие обосновывают свои заявления на предоставление убежища материальными и социальными проблемами, а также угрозами со стороны преступников, но сами по себе эти причины недостаточны для предоставления защиты в Норвегии.

   В отличие от прежних времен, когда некоторые российские граждане очень долго ждали ответа, в настоящее время заявления рассматриваются быстро. Таким образом, пребывание в Норвегии тех, кто не нуждается в защите, будет коротким. Подавшие заявление о предоставлении убежища рискуют быть заключены в тюрьму, если они после получения отказа не смогут удостоверить свою личность.

   С 1 июня 2002 года государственное денежное пособие тем, кому было отказано в предоставлении убежища, снижено, теперь его хватает только на питание. Проживающим в приютах со столовыми наличные средства вообще не выделяются. Для претендентов, чьи шансы получить положительный ответ на свое заявление признаются малыми, созданы особые приюты простого стандарта. Жильцам этих приютов не выдаются кухонные приборы и другие бытовые принадлежности. Кроме того, поскольку после короткого времени большинство все равно отправится на родину, им не предлагаются курсы норвежского языка и прочие меры интегрирования в общество.

   Несанкционированное устройство на работу может повлечь за собой депортацию. Все иностранцы, желающие работать в Норвегии, должны иметь разрешение на работу. Оно дается только лицам с профессиональным образованием или особыми квалификациями. Лицо, подавшее заявление на предоставление ему убежища или же получившее отказ на такое заявление, не может, находясь в Норвегии, подать заявление о предоставлении разрешения на работу. Человеку, который нелегально работает в Норвегии, может быть закрыт въезд во все шенгенские страны минимум на два года.

   Посольство Королевства Норвегия в Москве,
   Управление по делам иностранцев

С. Ф.
реклама