ЖУРНАЛ РЕДАКЦИЯ НОВОСТИ СПРАВОЧНИК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
журнал
свежий номер

подписка

купить журнал

содержание
Канада

Новый иммиграционный закон Канады

Создание бизнеса в Канаде

Недвижимость в Канаде

Таможня
"зеленого коридора"


На земле мальтийского ордена

Купюры
"с человеческим лицом"


Отчего у России проблемы с имиджем

Российские гастарбайтеры? Это не про нас.

архив
ОТЧЕГО У РОССИИ ПРОБЛЕМЫ С ИМИДЖЕМ

   У россиян проблемы с самоидентификацией. К такому выводу пришли социологи компании Validata, которые в 2003 году вместе со своими зарубежными коллегами проводили масштабное исследование в пяти странах - Великобритании, Швеции, Германии, США и России.

   Социологи - каждый в своей стране - провели фокус-группы (групповые дискуссии), на которые были приглашены успешные и карьерные столичные жители в возрасте от 25 до 30 лет. Им задавали вопросы про собственную страну и про другие страны: как они представляют себе эти страны, с чем они у них ассоциируются, чем респонденты гордятся в своей стране, что не нравится и как они видят свое будущее.

   Социологи выяснили, что каждая страна имеет в глазах и своих граждан, и иностранцев определенный имидж. Например, шведы сообщают о себе как о спокойных и рациональных людях, для которых главное - демократические ценности, социальное равенство, природа. Молодые немцы страдают от последствий Второй мировой войны, зато гордятся своими "Мерседесами" и немецким качеством. Американцы много говорят об индивидуальной свободе и о том, что США - страна-победитель. Британия бережет свои традиции, хочет быть ближе к Европе и боится потерять индивидуальность. На вопрос, что такое ваша страна, каждый из опрошенных дал внятный ответ. Кроме России, о которой ни иностранцы, ни россияне не смогли сказать ничего определенного. Согласно данным исследования для россиян основное - доказать, что мы не такие плохие, как это все думают. Для нас главное - чтобы нас уважали. И вообще, для россиян гордиться своей страной в чужих глазах - гораздо важнее, чем для других. По мнению социологов, этот комплекс неполноценности появился из-за бедности и из-за того, что Россия потеряла все те достижения, которые можно было предъявить миру раньше: в науке, в освоении космосеа, в войне. Именно из комплекса неполноценности проистекают и антиамериканские настроения. Сейчас американцы сильнее нас, а недавно были такие же, как мы. Наше отношение к ним - это отношение слабого к сильному. В общем, россияне в себе не уверены, и собственный имидж, точнее, то, что его заменяет, им категорически не нравится - в отличие от жителей других стран, которые своим имиджем более-менее довольны. На первом месте конечно американцы, затем шведы, англичане, после них немцы, а в конце - Россия. Хотя сама страна Россия россиянам очень нравится. Любимая Родина ассоциируется у опрошенных с победой в войне, с драматической историей, красотой природы, богатой культурой, дружбой, честностью, открытостью, эмоциональностью и умиротворенностью. Первое, что вспоминается при слове "Россия" у нас - Гагарин, космос, черный хлеб и водка, автомат Калашникова, русский шоколад, истребитель "МиГ". А на вопрос о том, какой персонаж ассоциируется с нынешней Россией, респонденты отвечали: типичный инженер лет 45, в потертом пиджаке, скромный, консервативный, выпивающий, открытый - в общем, симпатичный человек.

   В то же время на вопрос о том, что вы готовы делать для своей страны, иностранцы отвечают: платить налоги, выстраивать систему социальной помощи и так далее. Россияне готовы хорошо работать на своем рабочем месте. Платить налоги - нет. Социологи объясняют это тем, что швед или немец знает, куда пойдут его налоги, а русский - не знает. Зато наш молодой средний класс по примеру своих отцов готов требовать от государства разных благ: и чтобы оно его социально поддерживало, и чтобы с Чечней разобралось. В этом смысле россияне оказались самыми требовательными (на втором месте - шведы, затем идут немцы, потом англичане, американцы в самом конце).

   Возможно, для жителей России так важно находиться под объединяющим крылом государства, потому что в сознании большинства Россия - это нечто разорванное во времени и пространстве. Российская история разорвана на четыре очень разных периода: дореволюционное время, которое ассоциируется с покоем, православием, благостностью и традициями; революция, Сталин, кровавый террор, но и индустриализация, и победа в войне. Третий период - застой с его неподвижностью и патернализмом. С перестройки начинается четвертый, бурный период. Существует и еще один нюанс, важный для понимания имиджа России. В других местах люди в той или иной степени ассоциируют себя с неким сообществом - или со своей страной, или со своим городом. "Я франкфуртец, - говорит немец. - И еще я горжусь тем, что я европеец". А в России человек делит всех на "мы" и "они". "Мы" - это семья плюс друзья, "они" - все остальные. Так что жизнь, даже у молодых людей среднего класса, проходит как в окопе. Зато представление о будущем более или менее определенно. Средний класс представляет себе западное будущее, которое ассоциируется с капиталистическими ценностями - индивидуализмом и культом успеха, с амбициозностью, материализмом и с высокими технологиями.

   Что же касается восприятия России иностранными гражданами, то они продолжают смотреть на россиян с некоторым недоумением. И по-прежнему признают, что хотя Россия пьющая, криминальная, бедная и холодная страна, но люди у нас умные, дружелюбные и духовные. А главное, что Россия - страна непредсказуемая.

   По материалам www.izvestia.ru

реклама