ЖУРНАЛ РЕДАКЦИЯ НОВОСТИ СПРАВОЧНИК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
журнал
свежий номер

подписка

купить журнал

содержание
ПОЛЬША

АННА ГЕРМАН: ДОЛГОЕ ЭХО…

СВЯТАЯ АФОНСКАЯ ГОРА

“КИТАЙСКИЙ ПУТЬ” ГАВАНЫ

НАСЛЕДОВАНИЕ

ЭТНИЧЕСКИЕ РУССКИЕ МОГУТ УЧИТЬСЯ В РОССИИ

архив

ЭТНИЧЕСКИЕ РУССКИЕ МОГУТ УЧИТЬСЯ В РОССИИ

   Экспорт российского образования

   Во всем мире к образованию подходят как к ресурсу, который можно продавать и покупать. Так же, как, например, высокие технологии, нефть или медицинские препараты. По статистике ООН, США являются абсолютным рекордсменом по экспорту образования, контролируя около 30% рынка международного образования. В Соединенных штатах обучаются свыше трех миллионов иностранцев, которые приносят экономике страны только в виде оплаты за обучение 12 миллиардов долларов ежегодно. На долю Германии, Англии, Франции приходится по 15% образовательного рынка. Австралия от экспорта образовательных услуг получает в бюджет около 2 миллиардов долларов.

   Что касается России, то на ее долю приходится всего 1% рынка. Правда, эксперты видят большие перспективы. По их оценкам, объем потенциального образовательного экспорта России может составлять как минимум полмиллиарда долларов ежегодно. Но его развитию мешает ряд причин. Одна из них и, пожалуй, самая важная – разница в структуре российского и западного образования.

   На западе всегда почтительно относились к светилам нашей науки и всегда с удовольствием приглашали российских профессоров преподавать в местных вузах. Те охотно откликались на эти предложения и делали очень много не только для страны, которая их пригласила, но и для мировой культуры. Но, несмотря на уважительное отношение к русской науке и культуре, зарубежные работодатели к дипломам российских вузов относятся с недоверием. На общественное мнение не влияют ни выводы экспертов ЮНЕСКО и Совета Европы, ни ратификация конвенции об эквивалентности российского и европейского образования. Правда, есть несколько вузов, дипломы которых всегда принимались всерьез и безоговорочно и за пределами России. Это “корочки” МГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана и МИФИ.

   Сейчас, в условиях интеграции международного образования, ситуация для экспорта образования за рубеж меняется к лучшему. В 2002 году при содействии Министерства образования РФ был создан Центр международных проектов и программ. В рамках программы “Электронная Россия”, рассчитанной на 2001-2005 годы, организуются международные школы дистанционного обучения. Поскольку при создании подобных учебных заведений учитывается весь положительный мировой опыт и используются новейшие технологии, можно надеяться на улучшение качества образования.

   Экспорт российского образования важен не только для экономики России, но и для этнических русских за рубежом

   Уже более десяти лет эксперты говорят о важности экспорта российского образования для самой многочисленной диаспоры в мире – этнических русских. Исследования по русской эмиграции в США, Израиле, Германии проводились еще лет десять назад, до того, как эта тема в России стала популярной. Вот один из главных выводов этих исследований. Нашим бывшим соотечественникам за рубежом, переживающим психологические перегрузки и стрессы, именно образовательные программы дают положительный “терапевтический эффект”, не говоря уже о том, что эти программы помогают “реанимировать” корни и контакты со страной исхода. Особенно это важно для детей эмигрантов, которые в будущем хотели бы выстраивать свои деловые отношения с Россией, сохранять культурные связи.

   Многие наши соотечественники, уезжая из страны сами, увозят с собой и “перспективных” детей. Этих детей как носителей русской культурной традиции можно потерять, а можно и сохранить с помощью образовательных программ. В Санкт-Петербургском государственном университете уже около пяти лет действует программа по подготовке бакалавров психологии среди русских эмигрантов в Германии. Полученное образование помогает этим студентам преодолеть еще одну из самых больших трудностей, а именно найти свое место на рынке труда.

   На совещании ректоров, состоявшемся в декабре 2002 года в Министерстве образования РФ, ректор МГУ Виктор Садовничий рассказывал, что филиалы университета открывались еще до создания Центра международных проектов и программ. Филиалы МГУ уже имеются в Китае, США, Швейцарии. В Швейцарии речь идет пока только о юридическом факультете. “Почему именно юридический? Спрос на юристов сегодня широк, – поясняет В. Садовничий. – Но, если опыт окажется успешным, не исключена возможность открытия и других отделений”. Основная часть студентов – русские, проживающие в Швейцарии. По окончании университета студенты сдадут экзамены в Москве и получат диплом, качество которого признается в Швейцарии.

   Образование в странах Балтии и СНГ

   Более 20 миллионов этнических русских проживают в странах СНГ и Балтии. Несмотря на подписание двух- или многосторонних межгосударственных соглашений о правовом статусе, этнические русские не имеют возможности учиться за государственный счет, как лица титульных национальностей. Это общая проблема для репатриантов, но для жителей каждой страны она имеет свою остроту и направленность.

   В Узбекистане около 10 тысяч русских обучаются в российских вузах на заочных отделениях (в Узбекистане нет представительств иновузов, в том числе российских). Сложность для студентов состоит в том, что выезд на сессию стоит для них достаточно дорого. Кроме того, местные авторитетные организации не хотят подтверждать действительность российского диплома.

   У русских в Казахстане тоже много проблем. Русских школ в Казахстане нет, а русский язык как предмет во многих казахских школах низведен до уровня факультатива (интересно, что в Казахстане есть корейские школы, есть турецкие, которые целенаправленно готовят учеников к поступлению в вузы Турции, с преподаванием на тюркском языке). Естественно, что после такой подготовки поступить в российский вуз практически невозможно. Недостает и учебников: казахи их просто не издают, а тех, которые присылают из России в виде благотворительной помощи, катастрофически не хватает.

   Образовательная система в Армении продолжает оставаться в глубоком кризисе, хотя именно эта республика активно участвует в процессе интеграции образования. Вместе с тем принятый в Армении в 1993 году закон о языке привел к существенному сокращению русских школ. Собственно, по-настоящему русскими можно назвать лишь школы в селах Лермонтово и Фиолетово, в которых проживают русские потомки сектантов-молокан. Есть еще две ведомственные школы Министерства обороны России и еще четыре – для детей российских пограничников.

   В 2001 году на “Международной конференции стран Азии и Закавказья” президент Армении Н. Качарян признал, что поколение, которое в течение прошедшего десятилетия было ограничено в изучении русского языка по политическим причинам, – во многом ущемленное поколение. Сейчас в республике действуют 16 школ с углубленным изучением русского языка, планируется открыть еще 14 таких же и четыре билингвальные школы.

   Для граждан России обучение в армянских вузах платное. Многие предпочитают поступать в Российско-Армянский (славянский) университет, чтобы вернуться в Россию с дипломом о высшем образовании. В Армении создаются и пользуются популярностью как у русской, так и у армянской молодежи филиалы российских вузов.

   Филиалов российских вузов в странах Балтии и СНГ пока еще не много. Основная причина – отсутствие законодательной базы для признания российских дипломов в этих странах, хотя над этим вопросом уже несколько лет трудится рабочая группа ЮНЕСКО и Совета Европы вместе с российскими представителями. Некоторые государства вообще отказываются признавать филиалы российских вузов. Если Армения еще 2001 году заключила российско-армянское межправительственное соглашение о взаимном признании дипломов, то Казахстан, Азербайджан, Эстония находятся пока в стадии переговоров на эту тему. Филиал МГУ в Севастополе (Украина), который фактически существует уже несколько лет, еще не признан официально местными властями. Сходная ситуация и в Латвии: только два из российских филиалов получили разрешение местных властей на официальное открытие. Около десяти филиалов находятся в Эстонии, еще несколько в Литве.

   Самые престижные вузы и специальности в мире и в СНГ

   При оценке “престижности” вуза во внимание принимаются его международная известность и количество абитуриентов на выделенное учебное место. Несомненными лидерами в рейтинге по странам СНГ являются московские вузы. Москва, как мегаполис с разнообразными возможностями, является притягательным местом для амбициозных молодых людей со всего постсоветского пространства. Пальма первенства в рейтинге вузов стран СНГ принадлежит МГУ. Вторую позицию занимает МГИМО. Самыми популярными специальностями в России по-прежнему являются юриспруденция и экономика.

   Однако в странах дальнего зарубежья самими популярными и высокооплачиваемыми являются специалисты по IT-технологиям и телекоммуникации. В США, Германии, Канаде, Ирландии квалифицированные IT-специалисты нарасхват. В США они зарабатывают 60-115 тысяч долларов в год. В Великобритании зарплаты IT-директоров доходят до 200 тысяч фунтов, а доход обычного веб-дизайнера составляет приблизительно 50 тысяч. В России, как и в некоторых странах содружества, подобный труд ценится тоже недешево, и, поскольку информационная “силиконовая долина” разрастается, без работы такой специалист не останется.

   Телекоммуникации – еще одна динамично развивающаяся сфера высоких технологий. По данным рекрутских агентств, главный инженер проекта в телекоммуникационной компании в России стоит от $2000 месяц.

   Так что, идя в вуз поступать на самые “модные” сегодня специальности, стоит подумать о том, специалисты каких областей будут востребованы через пять-десять лет.

Валерия ФИАЛКОВА
реклама