ЖУРНАЛ РЕДАКЦИЯ НОВОСТИ СПРАВОЧНИК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
журнал
свежий номер

подписка

купить журнал

содержание
ПОЛЬША

АННА ГЕРМАН: ДОЛГОЕ ЭХО…

СВЯТАЯ АФОНСКАЯ ГОРА

“КИТАЙСКИЙ ПУТЬ” ГАВАНЫ

НАСЛЕДОВАНИЕ

ЭТНИЧЕСКИЕ РУССКИЕ МОГУТ УЧИТЬСЯ В РОССИИ

архив

“КИТАЙСКИЙ ПУТЬ” ГАВАНЫ

   Если проанализировать опыт Кубы за последние полвека, особенно за период после распада СССР и развала СЭВ, можно утверждать, что поэтапное дерегулирование централизованной экономики постепенно приводит к согласованию интересов иностранных инвесторов и потребностей нынешнего кубинского государства.

   В результате глобальной перекройки геополитической и международной экономической карты мира Остров Свободы за считанные, подчеркнем, годы, потерял, согласно оценкам кубинских ведомств и Экономической комиссии ООН, до 75-80% своих рынков. Кубинский экспорт (почти исключительно сахар-сырец, руды и полуфабрикаты, цветные металлы, табак, цитрусовые, кофе и бананы) сократился более чем на две трети, а импорт – на 75-80%. Кубинское руководство, поставленное перед реальностью самоустранения России, всего бывшего СССР и восточноевропейских стран от масштабного участия в экономике острова, было вынуждено инициировать политику “китайско-вьетнамского образца”, опирающуюся в основном на внешние факторы и источники развития.

   Примерно с середины 1990-х годов на Кубе начался качественно новый этап привлечения иностранных капиталов, причем почти исключительно производственных. Это процесс открытый, подчиняющийся определенным правилам и нормам. С тем чтобы сочетать интересы национального развития с интересами инвесторов, последним с самого начала объясняются основные задачи государственной инвестиционной стратегии:

— иностранным вложениям предоставляются государственные гарантии;
— зарубежные инвестиции должны выполнять по крайней мере одну из трех следующих задач: внедрять новые технологии, открывать новые рынки, поставлять капитал, технологии и (или) финансовые ресурсы;
— соблюдаются патентное право и все виды интеллектуальной собственности (в целях их охраны недавно изданы и вступили в действие специальные законы и другие нормативно-правовые акты);
— в стране пока не планируется приватизация: кубинские активы, являющиеся частью совместных предприятий, являются частью национального достояния.

   Такие задачи изложены в многочисленных документах, составляющих правовое поле для деятельности инвесторов.

   Кстати, еще в 1982 году был издан Декрет-закон № 50, соответствовавший политическим условиям Кубы, согласно которому можно было создавать ассоциации и другие схожие структуры с иностранными предприятиями/банками. А в 1992 году было принято более ста изменений и поправок к Конституции, свыше половины из которых связано с децентрализацией экономики и внешней торговли, в сфере иностранных инвестиций были начаты важные долговременные реформы, по мере реализации которых кубинское государство полностью признавало (точнее – расширяло “диапазон” своего признания) за экономическими ассоциациями и корпорациями, созданными в соответствии с законодательством, собственность на их активы и средства.

   Через 13 лет Декрет-закон № 50 был заменен Законом № 77 "Об иностранных инвестициях" (сентябрь 1995 г.). Этот закон дал иностранным инвесторам такие же гарантии, какими они обычно пользуются в других странах, и вдобавок гарантировал свободный перевод за рубеж прибылей и капитала. Закон этот позволил размещать зарубежные капиталовложения в любой сфере, за исключением вооруженных сил, народного образования и здравоохранения (с 1998 года разрешены “иновложения” в кубинскую фармацевтическую промышленность).

   Закон № 77 не устанавливает предела для участия в смешанных предприятиях иностранного капитала – т.е. партнеры приходят к соглашению относительно процентного участия каждого в капитале компании. Добавилась и возможность создавать предприятия с полностью иностранным капиталом. Кроме того, впервые для Кубы за последние 35 лет в этом документе предусматривается возможность капиталовложений любого размера в недвижимость. Важным нововведением является и разрешение на открытие внутри страны свободных экономических/торговых зон и промышленных парков (они уже созданы – в районе Гуантанамо, на острове Пинос, а также к западу от Гаваны – на крайнем северо-западе Кубы).

   Ниже мы публикуем комментарий торгового представителя Республики Куба в РФ, полномочного министра АЛЕХАНДРО МУСТЕЛЬЕРА:

   “Привлечение иностранных капиталовложений осуществляется прежде всего в форме совместных предприятий (ассоциаций) с кубинским капиталом. Темпы их создания, особенно начиная с 1993 года, весьма велики: если в 1992 году в различных отраслях экономики действовало 50 СП с участием фирм из десяти стран, то на конец 2002 года их число составило около 400, а количество стран-участниц почти достигло 60. Общий объем экспорта таких предприятий составляет уже 16-18% от всего экспорта Кубы. За эти же годы объем иностранных капиталовложений в экономику острова превысил 2,5 млрд. долл. Ведущими инвестиционными партнерами нашей страны стали предприниматели из Испании, Канады, Италии, Франции, Голландии, Китая, соседних карибских, некоторых арабских стран. О долгосрочных намерениях по “освоению” острова недавно сообщили руководству Кубы бизнесмены из Австралии, ЮАР и даже из США!..

   В последние годы стали проявляться недостатки действовавшего законодательства. В частности, количество занятых на предприятиях с иностранным участием стало превышать 60 тыс. человек, что нарушало установленные нормы. В сентябре 1995 года Национальная ассамблея одобрила новый инвестиционный декрет-закон № 77 (см. выше – Прим. А.Ч.). А в 1994-м создано специальное Министерство иностранных капиталовложений и экономического сотрудничества.

   Любой проект по реализации зарубежных капиталовложений в экономику страны должен утверждаться Советом министров Кубы или назначенной им комиссией. Решение об отклонении или одобрении зарубежного инвестиционного проекта выносится максимум в течение 60 календарных дней.

   К позитивным сторонам кубинского законодательства об иностранных инвестициях относятся гарантии от некомпенсируемой экспроприации, предоставление иностранному вкладчику возможности продажи в любой момент своей доли, а также права на компенсацию по истечении срока договора о совместном предприятии и права на свободный вывоз прибылей и капитала за рубеж.

   Физическим лицам, не проживающим постоянно на Кубе, разрешено приобретать в собственность жилье и другие строения (статья 16). Не регламентируются доли участия зарубежного и национального партнеров и в СП: теоретически соотношение между ними может быть равным 99:1. Дополнительный стимул “иновложениям” придал Декрет-закон № 165 о “свободных зонах” и “промышленных парках”, принятый в июне 1996 года, по которому на отдельных участках национальной территории может быть введен особый экономический режим, позволяющий облегчить на любой срок деятельность инвесторов. Причем это касается не только иностранцев, но и национальных юридических лиц.

   В частности, при введении такого особого режима таможенного регулирования инвесторы освобождаются от уплаты пошлин и прочих сборов за ввоз продукции, необходимой для работы. Экспорт из этой зоны также не облагается пошлинами. При особом налоговом режиме льготы распространяются на прибыль и использование рабочей силы. Эти изъятия из общих правил распространяются на тех инвесторов, которые осуществляют деятельность, связанную с промышленным и ручным производством, сборкой, обработкой готовой продукции или полуфабрикатов и сельским хозяйством. Таким концессионерам и операторам полное освобождение от налогов дается на первые 12 лет, а льготное (на 50%) – на следующие пять лет. В банковской сфере режим особого регулирования позволяет инвестору переводить за границу в свободно конвертируемой валюте чистую прибыль или дивиденды.

   Наши потенциальные партнеры должны знать, что на Кубе, во-первых, успешно реализуется долговременная программа восстановления экономики. Именно эта программа создала условия для иностранного бизнеса практически во всех экономических сферах. Во-вторых, они должны следить за событиями, происходящими в нашей стране, – в принципе, для этого достаточно заглянуть в Книгу (ежегодник) экспортеров Республики Куба, читать соответствующие периодические издания и /или посещать проводимые на Кубе ежегодные, а иногда ежеквартальные международные ярмарки – Гаванскую и “Экспокарибе”. Словом, мы отнюдь не “закрытая” для производственного, подчеркиваю, зарубежного предпринимательства страна!”

Алексей ЧИЧКИН
реклама