ЖУРНАЛ РЕДАКЦИЯ НОВОСТИ СПРАВОЧНИК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
журнал
свежий номер

подписка

купить журнал

содержание
ПОЛЬША

АННА ГЕРМАН: ДОЛГОЕ ЭХО…

СВЯТАЯ АФОНСКАЯ ГОРА

“КИТАЙСКИЙ ПУТЬ” ГАВАНЫ

НАСЛЕДОВАНИЕ

ЭТНИЧЕСКИЕ РУССКИЕ МОГУТ УЧИТЬСЯ В РОССИИ

архив

СВЯТАЯ АФОНСКАЯ ГОРА

   С VIII века и по сей день одним из самых замечательных мест в православной Греции и во всем мире остается святая гора Афон. И дело не только в собранном здесь огромном количестве общеправославных святынь, великом множестве святых афонских подвижников. Главное – то особое попечение, которое имеет об этом месте Пресвятая Богородица. Здесь ее земной удел. Здесь, в монастыре Ватопед, хранится ее пояс. Здесь она незримая хозяйка и домоправительница.

   По преданию, святая Дева, получив при метании жребия с апостолами Иверскую землю (Грузию) для проповеди в ней Евангелия, услышала от ангела весть, что Иверия просветится позже, “а тебя, – говорил ей ангел, – ожидают попечения о другой земле, в которую Сам Бог приведет тебя”. Воскрешенный Христом Лазарь, бывший тогда епископом на Кипре, желая увидеть Божию Матерь, прислал за ней корабль. Но когда она вместе с апостолом Иоанном Богословом отправилась на Кипр, подул сильный встречный ветер и прибил корабль к пристани Афонской горы. Гора была тогда наполнена идолами, здесь было капище Аполлона и жило множество языческих прорицателей, которые против своей воли возвестили народу о прибытии Богородицы. Так произошло обращение язычников полуострова в христиан. Предание это принес в XVI веке в Россию монах-святогорец Максим Грек.

   Архаичные языческие предания связывают название афонского порта Дафны с именами нимфы Дафны и пастуха Дафниса. Оба в разное время погибли, пытаясь сохранить свое целомудрие. Вряд ли эти легенды можно напрямую связывать с более чем тысячелетней историей Святой Горы – своеобразной монашеской республики, но интересно то, что здесь совершенно запрещено быть женщинам. Даже вне территории монастырей.

   Если наши русские православные монастыри, даже внешне, похожи на корабли, разбежавшиеся по всему свету, то Афон – монастырская плавучая база. Мраморная вершина горы – ее рубка высотой 2033 метра – смотрит в сторону Кипра и Святой Земли. Полуостров Святая Гора (????? ?????) на юго-востоке “фракийско-македонского” побережья Греции собственно из скалистой горы, занимающей пространство 30х80 километров, и состоит. Он становится видим, как только вы минуете Дарданеллы. Здесь расположено двадцать греческих, русских, сербских, болгарских, румынских, грузинских православных монастырей (в X веке их насчитывалось до 180), а скитов, пещер и одиноких келий отшельников не счесть. Отсюда пришло монашество и в Россию.

   Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, жившие в XI веке. Преподобный Антоний родился в городке Любече на Черниговской земле. Он совершил паломничество на Афон и принял там постриг. После чего хотел остаться там навсегда, но игумен благословил его вернуться в Киев и основать там монастырь, обещая, что из этого места "произойдет по всей Руси множество монахов". И на Афоне, и в Киеве Антоний жил в пещере почти полным затворником. Пещера святого Антония сохранилась на Афоне до наших дней.

   Сведения о Старом Руссике – колыбели русского монашества на Афоне – сохранились с 1169 года, когда русские переселились в него из скита Богородицы Ксилургу. История Старого Руссика тесно связана с Сербией. Именно в этом монастыре родившийся в 1174 году сербский царевич Растко принял монашество. Теперь мы его знаем под именем святителя Саввы Сербского. Сегодня храм в честь его имени, самый большой в мире, стоит в Белграде. Святитель Савва вместе с принявшим монашество отцом возродил на Афоне знаменитый монастырь Хиландар, – он стоит как бы в основании полуострова и прикрывает его от нападений с севера. А прикрывать было от чего. Именно в это время начинаются папские гонения на православных христиан, крестоносцы разрушают Константинополь и глумятся в алтарях над православными святынями.

   Слово Хиландар состоит из двух: “тысяча” и “туман”. И вот почему. В XIII веке тысяча папских наемников, разбившись на два отряда, двинулись на обитель. В это время густой туман окутал окрестности, и оба отряда сбились с пути. Они вышли не к монастырским стенам, а столкнулись друг с другом. Предводители, решив, что перед ними монахи, приказали атаковать “противника”. В битве погибли все, кроме троих, которые покаялись, приняли православную веру и пополнили ряды монастырской братии.

   В Хиландаре находится святыня VIII века, знаменитая икона Божией Матери, называемая “Троеручицей”. История ее такова. Когда православный богослов, автор “Точного изложения православной веры” Иоанн Дамаскин (675-753) выступил против ереси иконоборцев, властитель Дамаска велел отрубить ему правую руку, чтобы тот не мог писать. Но по горячим молитвам перед образом Богоматери кисть у страдальца чудесным образом срослась. В память о дивном событии Иоанн вычеканил из серебра кисть правой руки и приложил ее к иконе, которая впоследствии и получила это название – Троеручица.

   Известен также образ “Иверской” иконы (или “Вратарницы”), ушедшей из Никеи в море в годы гонений и по морю же вернувшейся, уже на Афон, через двести лет. Этот образ изображают с раной на щеке Богородицы: ее ударил копьем воин по имени Варвар. В мае 1669 года копия чудотворной иконы была поставлена в часовне Воскресенских ворот Московского Кремля. Этой иконе особенно поклонялся царствующий дом Романовых, а со времени правления императора Павла I все государи считали обязанностью совершать вход в Кремль через Воскресенские ворота пешком.

   Наиболее известными из прошедших школу Святой Горы святыми в русской земле стали:

   – преподобный Сергий Обнорский, ученик преподобного Сергия Радонежского, Вологодский чудотворец (+1412);

   – преподобный Арсений Коневский (+1447), из Новгорода Великого, основатель новой обители на острове Коневец в Ладожском озере;

   – преподобный Савва Крыпецкий, Псковский чудотворец (+1495);

   – преподобный Иннокентий Комельский (+1521), ученик Нила Сорского;

   – и, конечно же, сам преподобный Нил Сорский (1433-1508), из рода бояр Майковых, который, приняв иночество в монастыре преподобного Кирилла Белозерского, много путешествовал по Востоку, изучая монашескую жизнь в Палестине и на Афоне. Вернувшись на Русь, он удалился на реку Copy в Вологодской земле, поставил келью и часовню, где вскоре возникла обитель с новым для русских скитским уставом, заимствованным преподобным на Афоне: иноки должны были питаться трудом своих рук, милостыню принимать только в крайней нужде, избегать вещелюбия и роскоши. Последователи преподобного получили на Руси имя “нестяжателей”.

   В числе “особых” афонских святых следует упомянуть и преподобного Никодима Святогорца (1749-1809), известного русскому читателю как автора “Невидимой брани” – тонкого психологического руководства в борьбе с грехом. А XVII век открыл другого святого – преподобного Нила Мироточивого, который в течение 50 лет совершал монашеские подвиги в пещере, еле видимой на вершине крутой скалы. Преподобный завещал не открывать своих останков по афонскому обычаю. Но Господь Сам прославил Своего угодника. Из его гроба через малое отверстие стало обильно истекать миро. Оно лилось по отвесной скале к морю, куда за ним приплывали многие корабли с паломниками из разных стран. Когда брали благодатное миро, случались ссоры и даже драки. Тогда преподобный Акакий Кавсокаливит помолился преподобному Нилу, и мироточение прекратилось. Однако та ложбинка в скале осталась.

   Рассказывать про Святую Гору можно без конца. У одних она вызывает простое любопытство, у других – желание понять, что так влечет к ней людей, ведь стать святогорцем означает дать обет остаться там до конца дней. Но даже пожив в монастыре, можно не увидеть монахов, настолько они на людях просты, а свои подвиги поста и молитвы совершают без лишних эффектов, чаще в уединении.

   К тому же и времена меняются.

   Один из первых святых старцев, создатель устава пустынножителей Антоний Великий предсказал в III веке ученикам, что “наступят времена, когда монахи оставят пустыни и потекут вместо них в богатые города. Многие ничем, кроме одежды, от мирян отличаться не будут и, несмотря на то, что будут жить среди мира, будут продолжать называть себя уединенниками”.

   Нынешние времена даже отшельникам навязывают свои условия. Добиться тишины бывает трудно даже за самыми высокими стенами. И не везде к тому же можно встретить идеальную монашескую жизнь. Поэтому многие ищут уединения в больших городах, этой современной пустыне, где люди все меньше замечают друг друга. Спасаются “внутренним уходом от мира”. С другой стороны, в монастыри все чаще попадают не крепкие верой, а немощные, истерзанные страстями и грехопадением люди. Прибиваются, как потерпевшие кораблекрушение, приходят, как увечные в больничку. “Монашество в настоящее время находится в тех условиях, в каких была Церковь Христова в века язычества. Это уже не корабль, а множество людей, рассеянных по треволнению житейскому”, – говорил святитель Игнатий Ставропольский.

   Но не путайте такое монашеское уединение с “одиночеством среди людей”, от которого так страдают современные люди. Монах не одинок даже в своей келье, он находится в постоянном молитвенном общении со всем миром. Лев Толстой был потрясен одной простой картинкой из книги аввы Дорофея, которая пояснила, как именно люди общаются между собой. В центре условного круга, как в центре Вселенной, находится Бог, а на разных расстояниях от него, которые изображаются окружностями разного радиуса, – люди. Чем ближе люди к Богу, тем короче между ними хорда АБ, тем ближе эти люди друг к другу. И тем лучше они друг друга понимают.

“ПРОСТЕЦЫ”. Старец Силуан Афонский, или схимонах Силуан (1866-1938)

   Его мирское имя – Семен Иванович Антонов. Крестьянин Тамбовской губернии. На Афон приехал в 1892 году, в мантию пострижен в 1896 году, в схиму – в 1911 году. От “родился” до “скончался” все бедно, не о чем сказать. Жизнь бедного крестьянина, потом служба в нижних чинах, а затем долгие 46 лет монастырской жизни простого монаха. И богословом не был. Однако на Афоне и в Тамбове прославлен во святых, и после него осталась записанная по его словам книга в 400 с лишним страниц, где изложено стройное опытное учение о познании Бога. Опыт – как раз то слово, которое наиболее точно объясняет христианскую жизнь. Вот изложение одного из наиболее ярких эпизодов, рассказанных им о самом себе.

   Один монах говорил:
   – Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне.
   На это Старец Силуан с видимым душевным волнением сказал:
   – Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?
   – А что поделаешь, сами виноваты, – говорит тот.
   Тогда Старец со скорбным лицом ответил:
   – Любовь не может этого понести... Нужно молиться за всех.

   Конечно, поездка в монастырь не может быть модным “духовным туризмом”. Это не историческое, а аскетическое путешествие. Сама история монастырская по-настоящему может быть осмыслена только духовно.

   Святые отцы, удостоившиеся видеть нашу Землю духовными очами, свидетельствуют, что она связана с небом одинокими световыми столпами. Одно из мест, постоянно излучающих это незримое сияние, – Святая Афонская Гора. Многие поколения христианских подвижников, подвизавшихся здесь в непрерывных трудах, посте и молитвенном делании, создали образ Святой Горы как некоего места, которое, находясь на земле, соприкасается с небом.

Юрий ИСАТОВ

   Статус Афона после освобождения его от турок был определен на Лондонской конференции 1912 года: Святая Гора объявлялась независимым государством, находящимся под покровительством России. Лозаннским соглашением 1923 года было решено присоединить Афон к греческому государству. С 1926 года Святая Гора стала составной частью Греции.

реклама