ЖУРНАЛ РЕДАКЦИЯ НОВОСТИ СПРАВОЧНИК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
журнал
свежий номер

подписка

купить журнал

содержание
ФРАНЦИЯ

миграционная карта – новое в российском законодательстве

брачно-семейные отношения международного характера

как учат за рубежом?

о правовом положении иностранных граждан в российской федерации

жизнь на алтарь супермаркета

архив

О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   29 октября 2002 года вступил в силу Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”. До этого положение иностранцев регулировалось Законом СССР “О правовом положении иностранных граждан в СССР” от 24 июня 1981 года, а также Правилами пребывания иностранных граждан в СССР, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 26 апреля 1991 года № 212. Эти нормативные акты устарели и явно не отвечали требованиям Конституции Российской Федерации, национальным интересам России и ее новой миграционной политике.

   Необходимость принятия этого Закона определялась в первую очередь недостаточной регламентацией прав и обязанностей иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, и большой либеральностью миграционного законодательства России. При этом особую роль в принятии Закона сыграла "прозрачность" границ с государствами СНГ. Приток беженцев и вынужденных переселенцев из бывших союзных республик привел к тому, что в настоящее время на территории РФ, по данным некоторых федеральных органов исполнительной власти, находятся свыше пяти миллионов нелегальных иностранцев. Россия оказалась неподготовленной в правовом отношении к наплыву беженцев из ближнего зарубежья. Федеральные законы “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах” от 19 февраля 1993 года без всеобъемлющего федерального закона об иностранных гражданах не в состоянии были решить сложные проблемы.

   Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” имеет большое значение с точки зрения проведения федеральной миграционной политики. В частности, в сочетании с вступившим в силу Законом о гражданстве РФ, он устанавливает новый, более сложный порядок получения российского гражданства, регламентирует права и обязанности иностранных граждан, а также лиц без гражданства, проживающих в РФ, устанавливает законные основания пребывания указанных лиц на территории России, определяет принципы трудовой, предпринимательской и иной деятельности иностранцев на территории РФ, регулирует иные важные вопросы взаимоотношений России и лиц, не являющихся ее гражданами. Как представляется, принятие этого Закона позволит упорядочить регистрацию иностранных граждан, их учет и деятельность, пресечь неконтролируемую миграцию.

   Закон предусматривает три основных режима пребывания иностранных граждан на территории РФ:

   — иностранные граждане, постоянно проживающие на территории России. Это лица, получившие вид на жительство;

   — иностранные граждане, временно проживающие в РФ. Подтверждением правового статуса указанных лиц является разрешение на временное проживание, полученное в установленном Законом порядке;

   — иностранные граждане, временно пребывающие на территории России, обязанные иметь разрешение органов государственной власти России на въезд и пребывание в России, т. е. визу. Кроме того, на территории РФ могут временно находиться иностранные граждане, которые в соответствии с рядом международных обязательств России имеют право на безвизовый въезд на территорию РФ. Срок пребывания указанных лиц на территории России в настоящее время не может превышать девяносто суток.

   Как и ранее действующий, новый Закон предусматривает выдачу иностранным гражданам, постоянно проживающим в РФ, вида на жительство. Разница состоит только в усложненной процедуре получения этого документа и сроках его действия. Ранее лицам, достигшим 45 лет, вид на жительство выдавался пожизненно, а с момента вступления в силу Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации” они, как и более молодые иностранцы, будут получать вид на жительство сроком не более пяти лет. По окончании срока действия вида на жительство этот срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен еще на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. Закон также предусматривает ежегодную перерегистрацию вида на жительство. Вид на жительство может быть получен иностранным гражданином, временно проживающим на территории РФ и имеющим, соответственно, разрешение на временное проживание. При этом до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить на территории России не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

   Вид на жительство может быть аннулирован в случае совершения иностранцем тяжкого или особо тяжкого преступления. Как представляется, это довольно жесткая мера. Конечно, государство должно заботиться о том, чтобы в число его граждан не попадали преступники. Однако выдворение человека, который постоянно проживает в России, имеет здесь семью, жилье и т. д. является довольно тяжким наказанием. Представляется, что аннулирование вида на жительство в данном случае должно осуществляться на основании судебного решения.

   Вид на жительство может быть аннулирован также и в случае двукратного (в течение года) привлечения иностранца к ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания. При этом этот же закон предусматривает обязанность постоянно проживающих в России иностранцев регистрироваться при любом передвижении. Надо ли пояснять, насколько частыми могут быть в этом случае привлечения к ответственности иностранцев?

   Разрешение на временное проживание может быть выдано законно въехавшим в Россию иностранцам. Разрешение выдается на три года. В случае отказа в выдаче такого разрешения иностранец может повторно обратиться за получением указанного документа, но не ранее чем через год. Поскольку Закон не содержит исключений из этого правила, можно предположить, что изменение обстоятельств или устранение причин отказа в выдаче разрешения не поможет иностранцу обратиться повторно до истечения годового срока. Закон не предусматривает возможности продления срока разрешения на временное проживание.

   Разрешение на временное проживание может быть аннулировано, в частности, в случае, если иностранец будет страдать одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Однако при получении разрешения на временное проживание иностранец представляет медицинские документы, в которых должно быть зафиксировано отсутствие таких заболеваний. Таким образом, получается, что если иностранец въедет в Россию здоровым, а потом заболеет, например, туберкулезом, то он может быть выдворен за то, что заразился.

   Разрешения на временное проживание выдаются в пределах ежегодно устанавливаемой Правительством РФ квоты. Причем квота определяется исходя из предложений исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Таким образом, ответственность за формирование квоты Закон возлагает на руководителей субъектов Федерации, которые на местах решают, в каком притоке трудовых ресурсов нуждаются их регионы. Они же будут нести и всю полноту ответственности.

   Однако, даже получив разрешение на временное проживание, иностранец не сможет реализовывать гарантированное Конституцией РФ право на свободу передвижения. Согласно статье 11 рассматриваемого Закона временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания даже в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, не говоря уже о выезде за пределы субъекта РФ. Для того чтобы воспользоваться правом передвижения, он должен получить разрешение местных органов власти. При этом закон не содержит никакой информации о том, разрешено ли иностранцу выезжать на короткое время из этого места, и если разрешено, то насколько. Делается только оговорка относительно иностранных журналистов, которые будут иметь право на свободу передвижения в пределах РФ на основе принципа взаимности. Однако понятие “принцип взаимности” не определено действующим законодательством, что, как представляется, может привести к достаточно вольному его толкованию. Что касается остальных лиц, то Закон только указывает, что временно проживающие на территории РФ иностранцы смогут передвигаться по России в личных и деловых целях на основании документов, выданных или оформленных в соответствии с Законом. О каких документах идет речь, непонятно, что также не придает устойчивости положению иностранных граждан на территории РФ.

   В Законе большое внимание уделяется регулированию трудовых отношений с участием иностранных граждан. Однако и в данном случае не обошлось без установления ограничений, которые могут серьезно осложнить жизнь иностранцам. С одной стороны, иностранные граждане в соответствии с Законом пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Вместе с тем, временно проживающий на территории РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание. В связи с этим могут, например, возникнуть проблемы у лиц, которые проживают на территории Московской области, а работают в Москве.

   Закон вводит еще одно новшество – миграционную карту. Миграционная карта становится основным документом, выдаваемым иностранцу с момента пересечения границы. Без этого документа иностранец не сможет реализовать ни одно из своих прав. В миграционной карте будут проставляться отметки обо всех передвижениях иностранца и сроках его пребывания. Надо полагать, что в миграционной карте будут делаться и отметки о любых нарушениях.

   Несмотря на то, что целью принятия Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” явилось в том числе и обеспечение защиты прав иностранцев, данные вопросы не нашли в Законе четкого регулирования. Так, Закон не содержит никаких сведений относительно возможности и порядка обжалования действий органов государственной власти и должностных лиц. Вступление в силу Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, с одной стороны, безусловно, внесет ясность в понимание того, кто такие иностранцы в нашей стране, с другой – он во многом изменит не только положение самих иностранцев, но и отношение к ним российского общества и, как следствие, отношение международного сообщества к России и россиянам.

   По сути, этот Закон устанавливает, что иностранцы в России – это люди второго сорта. Об этом свидетельствует не только поражение в правах (социальных, трудовых, политических и так далее), но и установление дополнительных процедур, предусмотренных Законом, и практическая невозможность обжалования правомерности применения к иностранцу ряда принудительных мер.

   Впрочем, такое отношение к иностранцам, похоже, становится сегодня общемировой практикой.

Нина ДЕМИДОВА
советник юстиции 1 класса
реклама