ЖУРНАЛ РЕДАКЦИЯ НОВОСТИ СПРАВОЧНИК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
журнал
свежий номер

подписка

купить журнал

содержание
ФРАНЦИЯ

миграционная карта – новое в российском законодательстве

брачно-семейные отношения международного характера

как учат за рубежом?

о правовом положении иностранных граждан в российской федерации

жизнь на алтарь супермаркета

архив

КАК УЧАТ ЗА РУБЕЖОМ?

   Воспоминания дизайнера

   Однажды у меня дома раздался телефонный звонок – голос Пирожкова в трубке радостно сообщил, что если я хочу побывать у него в Швейцарии, и еще попасть в Арт-Центр, то мне две недели на сборы.

   – ???

   – Вы там в России всегда очень долго собираетесь. Так вот, тебе уже идет приглашение, когда получишь – хватай билеты и визу — и ко мне. Если не успеешь – твои проблемы, я через два месяца защищаю диплом и сваливаю из этой страны…

   Ровно через две недели мой самолет заходил на посадку в аэропорту Женевы, а я разглядывал в иллюминатор упитанных пятнистых черно-белых, как далматинцы, швейцарских коров и слушал комментарии сидящей рядом жены дипломата, чем они отличаются от пегих французских.

   Так начиналась моя первая поездка за границу. Было это в 1995 году.

Страна

   Аэропорт Женевы просторный и пустой. Первое впечатление – находишься в подземном тоннеле, по которому от самолета попадаешь в само здание. Там висит разная реклама и, конечно, часы. Только не "Слава", как у нас, а – правильно – Rolex. Хотя внешне они почти ничем не отличаются. Добро пожаловать в Швейцарию!

   – Приготовься, сейчас будет одна из самых неприятных трат – 30 швейцарских франков (тогда примерно $30)!

   – За что?

   – Ничего не поделаешь, столько стоит билет до Вевея, где расположен Арт-Центр…

   Холл аэропорта плавно перешел в торговую зону, а из нее в транспортную, причем везде на территории можно было пользоваться тележками для багажа. При спуске на платформу поездов лестницы были дублированы лифтами с широкими дверьми для инвалидов. Для тех, кто ни разу не ездил на западных поездах, скажу – очень тихо и никаких рельсовых стыков, и уж, конечно, не трясет. В Швейцарии поезда ходят как часы. Однажды на прогулке мы увидели мост, и Володя, посмотрев на часы, сказал:

   – Через три минуты пройдет поезд, а потом сразу обратно пройдет другой.

   – Откуда ты знаешь?

   – Расписание, однако!..

   И в назначенное время стал слышен звук приближающегося состава.

Что такое ArtCenter?

   Что вы думаете, читая слова “Арт-Центр, Швейцария, дизайнерская супершкола”? Что это за место такое, где учат за очень дорого, даже по европейским меркам? Эти же вопросы я задавал Володе, пока мы ехали.

   – Да пойдем сегодня, и все сам увидишь! Лучше посмотри направо, мы почти приехали, это уже Вевей, а вот то крутое здание – штаб-квартира “Нестле”, вспомни адрес, который написан на шоколадках. Итак, небольшое отступление, для тех, кто не в курсе, что такое Арт-Центр. Это школа, где готовят дизайнеров мирового уровня. Полное название – ArtCenter College of Design. Он был основан в Лос-Анджелесе в 1930 году. Сейчас располагается в Пасадене, штат Калифорния, Америка. Обратите внимание, как написан Центр – Center. По-американски, в отличие от английского варианта centre. Там учат всему – компьютерной графике и фотографии, графике и упаковке, иллюстрации и съемкам фильмов. Есть отделения рекламы и дизайна окружающей среды. Но наиболее известен он своими промышленными и автомобильными дизайнерами – по классификации Product design и Transportation design.

   А при чем здесь Швейцария? – спросите вы. А там был филиал… “Был” – потому что после Володиного выпуска он не прожил и одного семестра (по слухам, из-за неудачного управления). Вот и говорите потом про “фактор удачи” в жизни. А люди? Студенты уехали в Пасадену, преподаватели остались без работы… В европейский филиал ехали учиться даже из Штатов – считалось, что здесь готовят более практично мыслящих дизайнеров, а не художников и фантазеров. Правда, в Швейцарии было всего три отделения – Сommunication design (включающий в себя graphic, packaging и advertising design), Transportation design and Product design.

Как живут студенты

   А просто снимают дом! Как это? А вот так – дело в том, что в этом месте, между Вевей и Монтре, просто нет домов с квартирами! Проще снять домик на несколько человек поблизости. Тем более что власти очень любят и уважают AC, потому что он платит налоги в местный бюджет и постоянно помогает графикой – то банки с кофе для “Нестле” оформит, то плакаты к ежегодному джазовому фестивалю в Монтре. Так что почти все так и живут – по два-три человека в небольшом двухэтажном домике с маленьким садом и фруктовыми деревьями и обязательно стоянкой для машины. Домики передаются по наследству от студента к студенту, а хозяин в это время живет где-то в Германии или просто ездит по миру. Дом, как правило, оформлен на одного главного съемщика и сдается полностью готовый, со всеми удобствами – вплоть до посуды, не говоря уж о стиральной машине и прочем.

   В домах только холодная вода (зато, в отличие от Германии, бесплатно) и мощный бойлер – хватает и на душ, и на мытье посуды. Рамы с одиночным остеклением – тепло ведь! Никаких решеток. На стенах – мощные регулируемые радиаторы (я был в ноябре, когда плюс 10-12 днем и минус 2-3 ночью), которые прогревают комнату за десять минут. Мебель тоже, в общем-то, вся есть, хотя у Володи в комнате стояли только кресло и стол, а на полу валялся матрас. Все это он нашел во время "мусорного" дня. Студенты сами оплачивают "коммуналку" – счета за газ, свет и телефон. Они приходят на голубых бланках и поэтому зовутся "голубые новости". В день получения все собираются на кухне и несколько часов серьезно высчитывают, кто сколько платит.

Колледж

   Колледж оказался маленьким и очень уютным. Всего два здания, расположенных рядом, – Шато (chateau – замок, местечко – фр.) и Ферма (farm – понятно что). Они прекрасно отреставрированы и приспособлены под учебные заведения. Шато построили в XIX веке. В нем расположились администрация, библиотека, две компьютерные лаборатории и зал для совещаний. В Ферме – все остальное: учебные аудитории, мастерские и маленький design-shop.

Шато. Библиотека

   Рай для дизайнера. Конечно, учась в Свердловском архитектурном институте, я мог предположить, что где-то есть вся необходимая дизайнеру литература, но увидеть такое своими глазами! И все было совершенно доступно! Сиди и смотри. А если захочешь что-то отксерить для себя – no probs, тут же стоит мощный ч/б копир Agfa. Только купи карточку с магнитной полосой у библиотекаря – и ксерь на здоровье (0,12 швейцарских франка, примерно 3 рубля за копию)! А на табло видны циферки оставшихся средств.

   Доступ в библиотеку открыт любому человеку, но книги на вынос выдаются только студентам. И никакой прописки! Невероятное количество книг очень меня впечатлило, но наиболее интересны были, конечно, журналы – они и занимали одну из комнат. Я начал смотреть, подавляя в себе приступы восторга, удивления и доброй зависти. Невероятно!

   Там были журналы по дизайну, графике и архитектуре, отпечатанные во всех странах мира, начиная с Австралии и Японии и заканчивая Аргентиной. Почти все, что есть на свете на эту тему! Журналы за прошлый год нужно было заказывать в архиве. Я с радостью встретил немногочисленных старых знакомых – Form, Domus, Axis. Это был шок… Я провел там безвылазно несколько дней, жадно поглощая вдруг ставшую доступной Информацию. На дворе был 95-й год, и в Интернете еще почти не было дизайн-контента…

Компьютеры

   Арт-Центр был прекрасно оборудован компьютерами. Угадайте с трех раз, какими? – Правильно, сплошными МАКами. Но самыми крутыми были даже не они, а два рабочих места CDRS (что-то вроде Computer Design Rendering System), по-моему, на базе Silicon. На тот момент они стоили немыслимых денег и были на вооружении только у суперкрутых автомобильных фирм типа Ford. В самой Пасадене тогда было всего четыре таких места. Как-то приехавшие японские товарищи долго качали головами и цокали языком от удивления – даже у них не было такого. Где их взял Арт-Центр – остается загадкой. Но, тем не менее, на них учили студентов. Хоть я так и не попал в комнату, где они находились, зато…

   Зато однажды утром Володя вспомнил – у него ведь нет визитки! Ты должен мне помочь! Кто из нас график, я или ты? Я с радостью согласился. Дальше все происходило так: мы пошли в Шато, где рядом с библиотекой располагалась полутемная комната (как мне показалось, переделанная из бассейна), заставленная МАКами и обычными Silicon-ами разной мощности, с обширной периферией – сканеры, принтеры, дигитайзеры... Принцип работы тот же – приходишь, находишь незанятую машину, садишься и работаешь. Мы так и сделали. Я сел и за два часа в Adobe Illustrator (кажется, шестой версии) сделал Пирожкову его первую визитку. Конечно же, в строгом стиле швейцарской типографики – а как же еще?

Учеба

   Учеба идет, в отличие от нашей, постоянно. То есть три семестра в год, хотя никто не мешает тебе один любой семестр пропустить, а потом продолжить дальше. Учатся около трехсот ребят со всего мира – из Норвегии, Японии, Франции, Германии и даже из Индии. Интернациональность – политика колледжа. Для тех, кто не уверен в своих силах при поступлении или впервые слышит про портфолио, есть 12-недельные подготовительные курсы. А вся учеба длится восемь семестров с преподаванием на английском языке. Поскольку учебные планы совпадают с пасаденовскими, существует обменная программа для студентов – можно поехать в Америку на пару семестров.

   При поступлении абитуриент с неродным английским должен показать сертификат сдачи TOEFL не ниже 500 единиц. И через три-четыре семестра с него требуют новый, причем с повышением счета – не ниже 550, как в Оксфорде. Если его не будет – отчислят за милую душу, даже деньги не помогут: репутация колледжу дороже. И вообще, отчисление вполне реально, если не будешь учиться с нормальными оценками. Потом – этот же семестр снова, за свой счет. И если уж снова провалил – все, дорога в Арт-Центр закрыта навсегда, что в американский, что в швейцарский. Но, насколько я знаю, таких прецедентов пока не было.

   Считается, что автомобильные дизайнеры самые-самые крутые. Говорят, рабочих мест для них во всех автомобильных компаниях вместе взятых сейчас уже меньше, чем людей, летавших в космос. Поскольку современный автомобиль представляет собой наиболее высокотехнологичное массовое изделие, люди, делающие его дизайн, само собой, могут справиться со всем прочим. Потом в табели о рангах product design, или просто промышленный дизайн, по-нашему. Communication design забыт совсем, стоит где-то в стороне и выполняет обслуживающую роль для transportation и product design. Вот такова, по моему ощущению, негласная градация, принятая в колледже.

   В большом коридоре-холле на стене были укреплены две огромные белые экспо-доски. Внизу каждой висела коробочка с наивной надписью вроде "после снятия работ складывайте кнопки обратно". Коробочки были полупустые… Во время учебы разные курсы постоянно что-то сдают, и даже после промежуточных сдач работы всего курса вывешиваются на этих планшетах. Понятно зачем – весь колледж видит своих "героев". Зная о такой публичной развеске, трудно рисовать плохо. Да это и просто интересно – постоянно видеть новые идеи. За две недели я увидел там какие-то черно-белые графическо-шрифтовые композиции, эскизы домашней электроники и живописные работы начальных курсов, выполненные в непривычно сочетаемых техниках – например, акварелью и шариковой ручкой, фломастером и пастелью… Странно, но как круто!

   Часто старшие группы целый семестр делают проект по конкретному заказу какой-либо фирмы, например итальянского производителя скутеров Piagio (скутер – это такой маленький юркий мотороллер). Арт-Центр берет с фирмы деньги, и в конце семестра серьезные представители после просмотра увозят с собой все результаты, включая промежуточные зарисовки. Работа считается полузакрытой, а некоторые эскизы даже не позволяют включать в портфолио. Фирма же, со своей стороны, предоставляет весь исходный материал – из Италии привозят чертежи, подробное техническое задание на проектирование и, конечно же, сам объект – новенький скутер. В общих чертах задание звучит так: "Дизайн скутера Piagio через 20 лет". Как-то после такого проекта во время глобальной уборки колледжа в углу был обнаружен этот злополучный скутер – фирма забыла его забрать. Но из студентов тоже никто не хотел это делать, так как в течение семестра все уяснили, что ездить-то на нем в Швейцарии нельзя! Модель, сделанная специально для горячих итальянских парней, имела кубатуру движка, совершенно непозволительную в мирной Швейцарии! Володя, подумав – эх, пропадает добро! – забрал его себе. Все облегченно вздохнули, а он позже выгодно обменял его на хороший горный велосипед у дизайнера, отъезжающего на работу в Италию.

Деньги

   “Время – деньги” тут не пустая фраза! Стоимость обучения (держитесь крепче) –6,500 долларов США за семестр. Плюс столько же нужно на аренду жилья и материалы для учебы. А ведь еще есть и пить нужно! Пара скучных, но очень показательных цифр: с момента появления идеи создать европейский филиал американский Арт-Центр потратил около 3 миллионов долларов на прямую поддержку. Но более значительную часть средств внесли европейские компании, они перечислили колледжу около 6 миллионов долларов в виде пожертвований, стипендий, спонсорства дизайн-проектов и оборудования.

   Ежегодно колледж проводит среди абитуриентов до 25 лет конкурс грантов на оплату обучения. Первое место – восемь семестров (полный курс), второе – четыре семестра и третье – два. Каждый год конкурс проводится только по одной из специальностей – transportation, product или communication design. Володя занял второе место в transportation и поступил сразу на 2-й курс (в зачет первого пошла учеба в Свердловском архитектурном институте). Но каждый учащийся по гранту обязан отработать на благо родного заведения определенное количество часов (не правда ли, чем-то родным и знакомым повеяло?). Володя, например, учил рисовать ребят, занимающихся на подготовительных курсах. Они потом подарили ему от группы толстовку с напечатанным полноцветным рисунком какого-то колеса, а на рукаве ее разместили список всех preppi (“подготовишки” – снисходительно-ироничное прозвище всех учащихся на таких курсах).

   После четырех семестров обучения колледж, пользуясь своими связями, помогает студентам найти практику. Если подсуетиться, можно получить контракт на работу по окончании обучения и стипендию от фирмы – главное правильно выбрать место практики. Володе повезло, он попал в Citroen и не прогадал. Вдобавок к стипендии и трехгодичному контракту компания оплатила Арт-Центру два последних семестра его обучения.

Ферма

   Ферма – место для настоящей учебы. Перестроенный огромный старый швейцарский амбар. Два этажа и еще один под землей. Везде – типичный для Запада литой необработанный светло-серый бетон. Дешево и сердито. Грамотно – лучше потратить деньги на хорошее оборудование. На первом этаже расположены мастерские – все, что нужно для изготовления макетов. Станки – бэушные, по виду 70-х годов, но очень серьезные и в отличном состоянии. Сверлильные, фрезерные и прочие. Есть даже подвод сжатого воздуха с двумя уровнями давления. Все просторно и хорошо освещено. На стенах –инструменты. Обычная западная система – подробный инструктаж по технике безопасности, сдача и подпись студента. После чего уже никто не смотрит, что и как ты делаешь, но всегда есть мастер, готовый помочь советом.

   На втором этаже находятся учебные классы, где вдоль стен стоят компьютеры. Это не считается компьютерной лабораторией, так, что-то вроде вспомогательной офисной техники. Я как-то наблюдал картину, когда все они были выключены, а на столах лежали ворохи резаной бумаги с черно-белыми рисунками, рапики, линейки, ножницы и клей. Оказывается, целый семестр графикам не разрешали включать компьютеры – только ручная работа! Чтобы прочувствовали все сами. Вот это да – как это вынести, когда вокруг столько компов! Разрешен только копир с масштабированием. Мне это напомнило начало своей работы в 1993 году в Челябинске, тогда мне тоже был доступен только ксерокс – и ничего, справился!

   Под землей – аудитории для студентов старших курсов и мастерские дипломников, доступ в которые открыт практически круглосуточно, – там, как и у нас, люди тоже часто не успевают и работают по ночам.

Владимир САМОЙЛОВ
www.designet.ru
реклама