ЖУРНАЛ РЕДАКЦИЯ НОВОСТИ СПРАВОЧНИК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
журнал
свежий номер

подписка

купить журнал

содержание
Латвия

Вайра Вике-Фрейберга: беженка. репатриант. президент

LOVE STORY

Отдых в горах

Как можно "не приять" Россию?..

История паспорта

Новый закон о гражданстве: признает ли Россия двойное гражданство?

Банковская тайна в России и за рубежом

Алкогольный рынок России

архив

Банковская тайна в россии и за рубежом

   Что является для вас главным при выборе банка? Его надежность, то есть гарантия того, что ваши деньги останутся в целости и сохранности и вы любой момент сможете их получить обратно. Но понятие надежность банка включает еще один аспект. Приходя в банк, вы доверяете ему не только свои деньги, но и определенную информацию о себе. При этом вы вряд ли желаете, чтобы эта информация стала общедоступной. Таким образом, действительно надежный банк должен обеспечить сохранность не только ваших средств, но и любой предоставленной вами информации. Надо отметить, что именно гарантия конфиденциальности сведений о вкладах и счетах, то есть банковская тайна клиентов, стала фундаментом, на котором строилось благополучие швейцарских финансовых структур.

   Банки, а также иные финансовые структуры как носители финансовой информации всегда были в центре внимания государственных органов. Государство всегда стремилось получить доступ к имеющейся в этих учреждениях информации. В последнее время наступление на банковские структуры в этом направлении значительно усилилось в связи с необходимостью борьбы с международным терроризмом, легализацией преступных доходов и т. д. Речь уже идет о том, чтобы вообще отменить институт банковской тайны. Можно сказать, сегодня банковская тайна все больше становится похожа на швейцарский сыр с большим количеством дыр.

   И все же полностью отменить банковскую тайну пока еще не решилось не одно государство, поскольку эта мера является посягательством на личную тайну. И такое посягательство не нравится не только обычным смертным, но и тем, кто может принимать решения по этому вопросу, ведь все они тоже являются клиентами банков.

   Что же такое банковская тайна?

   Банковская тайна представляет собой совокупность норм, устанавливающих перечень сведений, не подлежащих разглашению, круг субъектов, обязанных обеспечивать сохранность, а также случаи и порядок доступа к сведениям, составляющим тайну.

   Независимо от обязательств, которыми банк связан со своими клиентами, он обязан обеспечить сохранность банковской тайны. Данная обязанность вытекает из той роли, которую играют кредитные организации в хозяйственном обороте и которая возлагается на них как в интересах клиентуры, так и, при определенных обстоятельствах, в интересах третьих лиц. Банковская тайна является не только средством защиты личности клиента, охраны его деловой тайны. От того, как законодательством той или иной страны решаются вопросы защиты банковской тайны, зависит репутация всей ее банковской системы.

   Существенной заданной величиной в решении вопросов, связанных с регулированием банковской тайны, является доверие, которое оказывают банкам их клиенты. С давних времен было признано, что кредитная организация, пользующаяся доверием клиентуры и третьих лиц, должна соблюдать гражданскую обязанность по сохранению конфиденциальности. Таким образом, обязанность сохранения сведений, составляющих банковскую тайну, возлагалась на банки нормами общего права. В настоящее время данная обязанность почти во всех странах с развитой банковской системой вытекает не только из норм общего права, но и возлагается на кредитные организации законом.

   Так, во Франции согласно Закону о банках 1984 года банковскую тайну обязаны сохранять члены административного совета или наблюдательного совета кредитной организации, а также любое лицо, участвующее под любым названием в руководстве или управлении кредитной организацией или нанятое ею. Обязанность соблюдения банковской тайны распространяется на лиц, осуществляющих наблюдение, порученное Банковской комиссии. Статья 14 Закона о Банке Франции от 4 августа 1993 года предписывает соблюдение банковской тайны всем агентам этого учреждения. Банк должен держать в секрете всю информацию, доверенную ему клиентом или даже третьими лицами или полученную им в ходе своей профессиональной деятельности.

   Большое значение защите банковской тайны предается в Швейцарии. Надо сказать, что швейцарской банковской тайне – более трех веков, первое упоминание о ней датировано 1713 годом. Репутация швейцарских банкиров была так высока, что один из них, Жак Некер, был удостоен чести быть первым лицом финансового ведомства во Франции при Людовике XVI. В Швейцарии банковская тайна была возведена в абсолют. В 1934 году там был принят федеральный закон о банках и сберегательных кассах, в котором было закреплено понятие банковской тайны, которое до этого содержалось в Гражданском и Трудовом кодексах. Кроме того, за нарушение банковской тайны была введена уголовная ответственность. Разглашение секретов может стоить банковскому служащему трех лет тюрьмы. Стоит также отметить, что законодательство и банковские правила Швейцарии не допускают, в отличие от ряда стран Центральной и Восточной Европы и Латинской Америки, открытия полностью анонимных счетов.

   Однако швейцарскую банковскую тайну по своей привлекательности превзошла австрийская банковская тайна. В этой стране гарантируется не только определенная анонимность денежных вкладов, но и существуют определенные преимущества в отношении вложений денежных средств. В то время как в Швейцарии налог на доход с капитала составляет 35 %, налог на доход с капитала при анонимных капиталовложениях в Австрии – 22 %. Таким образом, банковская тайна Швейцарии имеет более высокое стоимостное выражение.

   Даже Лихтенштейн предлагает больше преимуществ в отношении капиталовложений, при том что само государство не оказывает правовой помощи другим странам при расследовании случаев уклонения от уплаты налога.

   Определенную гарантию банковской тайны декларируют законодательства практически всех государств. Однако большее значение имеют не декларативные гарантии, а различные оговорки, определяющие те исключительные обстоятельства, в которых такая информация может быть раскрыта.

   Выполнение кредитными организациями обязательств по охране банковской тайны равным образом гарантирует защиту некоторых государственных интересов. С давних пор банки выполняют определенные обязанности по отношению к фиску, крайне заинтересованному в получении от банков информации для оценки суммы налогов. В связи с этим исключения из банковской тайны установлены в первую очередь в пользу налоговых органов.

   Так, например, в соответствии с Общим налоговым кодексом Франции, кредитные организации обязаны объявить налоговым службам об открытии и закрытии счетов вкладов ценных бумаг или денежных средств, текущих авансовых счетов и т. д. В США принятый в 1970 году Закон о банковской тайне был призван обеспечить помощь в уголовном, налоговом и административном расследовании и процессах в форме истребования бухгалтерских книг и предоставления информации о некоторых банковских сделках. Принятие этого Закона привело к резкому увеличению возможностей государственных органов по истребованию финансовых документов клиентов банков.

   Кроме того, во многих странах исключения из банковской тайны сделаны в отношении судебных органов или органов, осуществляющих предварительное следствие. Согласно статье 57 Закона Франции 1984 года о банках банковская тайна не может скрываться от судебных органов, проводящих уголовное расследование. С другой стороны, тайна охраняется от агентов и других служащих полиции, действующих в рамках предварительного следствия, а не по поручению судебного следователя. Банк должен предоставить судье известную ему информацию о финансовом положении клиента при проведении судебной процедуры оздоровления.

   В США не действует в настоящее время норма о тайне финансовых документов при правительственных расследованиях. Хотя на банк может быть возложена ответственность за предоставление без разрешения клиента информации частному третьему лицу, банк не несет ответственности за предоставление информации правительственным агентствам до тех пор, пока соблюдаются процессуальные требования, а действия совершаются добровольно. В настоящее время финансовым учреждениям США разрешено уведомлять правительство о своих подозрениях на счет преступной деятельности клиентов, идентифицировать лиц и описывать их деятельность. Кроме того, служащие банка, предоставляющие такую информацию добровольно, освобождаются от гражданско-правовой ответственности по отношению к вкладчикам и другим лицам.

   Банковская тайна существует и в Германии. В соответствии с германским законодательством работники банка не имеют права сообщать кому бы то ни было о хранящихся вкладах и операциях с денежными средствами. Доступ к счету клиента могут получить только правоохранительные органы. Для этого необходима санкция суда. А для предоставления прокуратуре такой санкции нужно конкретное и серьезное подозрение органов правопорядка о совершение клиентом преступления. При судебном разбирательстве работники частных банков вправе отказаться от дачи показаний, ссылаясь на банковскую тайну.

   В последнее время во многих странах законодатель призвал кредитные организации присоединиться к борьбе с торговлей наркотиками, а также легализацией преступных доходов. Закон Франции о борьбе с “отмыванием” капиталов от 12 июля 1990 года, дополненный Законом от 29 января 1993 года, предписывает кредитным учреждениям проявлять особую бдительность в отношении капиталов, имеющих источником торговлю наркотиками или деятельность организованной преступности, а также обязывает расторгать сделки, имеющие вид незаконных. Этот закон представляет собой отступление от банковской тайны.

   В 1991 году страны – участницы Европейского союза приняли Директиву о предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег. Одной из центральных мер является сотрудничество с органами, на которые по законодательству соответствующей страны возложена обязанность борьбы с отмыванием денег. Такое сотрудничество может проявляться в двух формах. Во-первых, в форме добровольно-самостоятельного информирования банками и кредитными организациями соответствующих органов. Во-вторых, в форме предоставления информации по мотивированным запросам соответствующих органов.

   Естественно, что подобного рода сотрудничество с компетентными органами поднимает вопрос о банковской тайне. В связи с этим указанная Директива содержит ряд положений, освобождающих сотрудников банков и иных кредитных организаций от ответственности за предоставление информации о клиентах и совершаемых сделках. Так, согласно статье 9 Директивы добросовестное раскрытие информации компетентным властям не должно рассматриваться как нарушение положений о банковской тайне, установленных законодательством или договором. В 1997 году война с отмыванием преступных доходов перешла в новую фазу. Согласно принятым международным соглашениям, поддержанным большинством стран, сумма межгосударственных переводов, о которых банки и иные финансовые учреждения обязаны сообщать контролирующим органам, снижена с 10000 долларов до 750 долларов США.

   В российском законодательстве также закреплена обязанность банков и иных кредитных организаций хранить тайну о счетах и вкладах своих клиентов, об операциях, проводимых по счетам и вкладам, а также не разглашать любые сведения, которые стали известны при осуществлении банковских операций (пункт 1 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, Россия вслед за зарубежными странами отнесла к банковской тайне любые сведения, которые стали известны кредитной организации о клиенте. Это относится также к сведениям, которые в соответствии с законодательством являются общедоступными. Если такие сведения стали известны кредитной организации при осуществлении банковских операций, они не могут быть разглашены ею.

   Сведения, являющиеся банковской тайной, могут быть предоставлены только в случаях и объеме, предусмотренных действующим законодательством. Согласно статье 26 Федерального закона О банках и банковской деятельности, банк или иная кредитная организация обязаны предоставлять справки по счетам и вкладам. Иную информацию банк или иная кредитная организация предоставлять не вправе. Законом определен также круг субъектов, имеющих право получать указанные справки.

   Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдаются кредитной организацией им самим, судам, арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законами об их деятельности. При этом на должностных лиц указанных органов возлагается обязанность сохранять в тайне сведения о счетах и вкладах физических и юридических лиц, полученные ими при исполнении служебных обязанностей. Кроме того, справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией при наличии согласия прокурора органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

   Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются им самим, судам, а при наличии согласия прокурора – органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. В случае смерти владельца счета (вклада) справки выдаются лицам, которые указаны владельцем счета (вклада) в завещательном распоряжении, сделанном банку или иной кредитной организации (но не другим наследникам по закону или по завещанию), нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан – иностранным консульским учреждениям. Как видим, личная тайна физических лиц охраняется более тщательно.

   К субъектам, обязанным обеспечивать соблюдение банковской тайны, относятся также работники Банка России, аудиторских организаций, осуществляющие проверки кредитных организаций.

   Следует отметить, однако, что установленная законодательством обязанность хранить банковскую тайну носит ограниченный характер. В соответствии с законодательством банк или иная кредитная организация, в том числе Банк России, обязаны хранить тайну только по операциям, осуществляемым по счетам (вкладам) своих клиентов. Законодательство не содержит запрета на распространение информации, полученной банком об операциях по счетам (вкладам) клиентов других банков, а также информации, не имеющей непосредственного отношения к банковскому счету (вкладу) какого-либо клиента этого банка. Аудиторские организации, а также их должностные лица должны хранить тайну только в отношении сведений, полученных в ходе проводимых ими проверок. То же касается и органов Государственной налоговой службы и налоговой полиции, а также Счетной палаты РФ.

   За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, а также их должностные лица и работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба. За нарушение банковской тайны установлена также уголовная ответственность. Так, в соответствии со статьей 183 УК Российской Федерации уголовная ответственность наступает за собирание сведений, составляющих банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях их разглашения либо незаконного использования.

Нина ДЕМИДОВА
реклама