ЖУРНАЛ РЕДАКЦИЯ НОВОСТИ СПРАВОЧНИК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
журнал
свежий номер

подписка

купить журнал

содержание
Латвия

Вайра Вике-Фрейберга: беженка. репатриант. президент

LOVE STORY

Отдых в горах

Как можно "не приять" Россию?..

История паспорта

Новый закон о гражданстве: признает ли Россия двойное гражданство?

Банковская тайна в России и за рубежом

Алкогольный рынок России

архив

Новый закон о гражданстве: признает ли россия двойное гражданство?

   Принятие любого закона, особенно в том случае, когда он сменяет аналогичный предыдущий, почти всегда вызывает бурную полемику. Не секрет, что многие законы, содержащие прогрессивные в своей основе и очень важные демократические начала, остаются недействующими, и от оценки их как перспективных и соответствующих международной практике положение все равно не меняется.

   Новый Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 года с нетерпением ждали мно-гие. Главными среди прочих были две причины. Во-первых, интерес вызывал новый поря-док получения российского гражданства, о котором на протяжении уже как минимум пяти лет говорила пресса. Во-вторых, прояснения требовал вопрос о возможности получения двой-ного гражданства.

   И вот с 1 июля 2002 года долгожданный Закон о гражданстве вступил в действие. Что измени-лось или что должно измениться? Рассмотрим правовые нормы в так называемой “статике”, то есть так, как их сформулировал законодатель и как их можно толковать.

   Что касается порядка получения российского гражданства, то нормы, регулирующие этот во-прос, достаточно конкретны и предусматривают четкий порядок подачи заявления по вопросам при-обретения гражданства, а также порядок и сроки принятия соответствующих решений компетентны-ми органами (подробно см. № 4/2002 г.). В России сохранился порядок приобретения гражданства РФ по рождению: законодатель подробно описывает ситуации, при которых в зависимости от граж-данства родителей ребенок приобретает российское гражданство. В Законе специально оговорено, что ребенок, находящийся на территории России, может стать гражданином РФ в случае, если его родители не известны и не объявляются в течение шести месяцев со дня обнаружения ребенка. При этом, соответственно, вопрос о том, гражданами какого государства являются его родители, не выясняется. Учитывая, что в Законе о гражданстве не расшифровывается, кто может относиться к категории “ребенок”, к данной категории в соответствии с Конвенцией о правах ребенка 1989 года, участницей которой является Российская Федерация, будут относиться лица, не достигшие 18-летнего возраста.

   Сложнее решается вопрос с наличием двойного гражданства. Прежде всего, следует иметь в виду, что сама возможность иметь двойное гражданство закреплена в Конституции Российской Фе-дерации. Конституцией гарантируются защита и покровительство граждан РФ, имеющих одновре-менно гражданство иностранного государства: “… наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обя-занностей, вытекающих из российского гражданства…” (ст. 62 Конституции). В этой норме закре-пляется основа правового статуса личности в России.

   Ни один федеральный закон не может содержать нормы, противоречащие Основному закону РФ – Конституции. В федеральном Законе о гражданстве Российской Федерации 2002 года консти-туционные нормы развиваются следующим образом: признается, что гражданин РФ, имеющий иное гражданство, рассматривается РФ только как российский гражданин. При этом законодатель ис-пользует излюбленную формулу – “за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом”. Тем самым законодатель предусматривает возможность изменения данной нормы посредством принятия международного договора или соответствующего федерального закона.

   Кроме того, законодатель закрепляет важнейшую норму – гарантию сохранения прав и обязан-ностей гражданина РФ при наличии второго гражданства: “приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации”. Важность включения этого положения особенно понятна тем лицам, которые в эпоху Советского Союза лиша-лись гражданства не только в том случае, когда они приобретали гражданство иностранного госу-дарства, но и тогда, когда они просто вступали в брак с гражданином (гражданкой) иностранного го-сударства.

   И все-таки, несмотря на закрепление правовых предписаний о наличии двойного гражданства, вопрос о том, в каких случаях допускается приобретение второго гражданства и что следует пони-мать под двойным гражданством, остается дискуссионным. Приоритетным в теории и, что самое печальное, на практике является толкование возможности приобретать второе гражданство в том случае, когда это предусмотрено международным договором или специальным законом. Речь идет о принятии специального закона помимо Закона о гражданстве, в котором бы четко фиксировался порядок приобретения второго гражданства. Это, с позволения сказать, “расширительное” толкова-ние уводит нас от содержания норм, закрепленных в двух основополагающих источниках. Дело в том, что п. 1 ст. 62 Конституции, закрепляющий норму о том, что “гражданин РФ может иметь гра-жданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международ-ным договором РФ”, не содержит запрета приобретать иностранное гражданство. Подчеркну, слова “в соответствии…” означают, что порядок приобретения второго гражданства устанавливается либо международным договором, либо соответствующим федеральным законом РФ. Однако, каза-лось бы, вопреки этому логически вытекающему выводу толкование нормы осуществляется как возможность приобретать гражданство иностранного государства только при наличии международ-ного договора или федерального закона. На первый взгляд кажущаяся тавтологией ситуация с юри-дическим “хитросплетением” слов выглядит очень серьезной, когда данное толкование применяется на практике. Считается, что российский гражданин, получающий гражданство иностранного государ-ства в установленном иностранным законом порядке, нарушает Конституцию РФ. Хотя еще раз об-ращаю внимание на то, что в Конституции такого запрета нет!

   В подтверждение сложившегося толкования, по существу подменяющего содержание конститу-ционной нормы, можно привести интересную информацию, которая сегодня обсуждается в Государ-ственной Думе. Комитетом по законодательству подготовлен проект федерального закона “О вне-сении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации”, в котором сформулированы уголов-но-правовые нормы об ответственности российских граждан за незаконное приобретение граждан-ства иностранного государства во время их временного пребывания за пределами России. За “неза-конное” получение двойного гражданства граждане РФ будут оштрафованы (предположительно) в размере от 200 до 500 размеров минимальных размеров оплаты труда или подвергнуты аресту на срок до четырех месяцев. За те же действия, совершенные неоднократно, в законопроекте преду-сматривается наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет. В диспозиции правовой нор-мы УК отсутствует ссылка на конкретный закон РФ, в котором бы запрещалось приобретение двой-ного гражданства. На сегодняшний день такого закона нет, и вряд ли он вообще будет. Таким обра-зом, позиция законодателя основывается опять-таки на пресловутом толковании, обосновывающем возможность приобретения иностранного гражданства только при наличии международного догово-ра или федерального закона.

   Еще одним аспектом в вопросе гражданства является дифференциация понятий “двойного гражданства” и “многогражданства”. В ст. 6 Закона о гражданстве, которая называется “Двойное гражданство”, речь, по существу, идет не о признании двойного гражданства, а о констатации факта наличия двух гражданств, из которых только одно будет рассматриваться Российской Федерацией. Гражданин РФ, имеющий также иностранное гражданство, рассматривается Российской Федераци-ей “только” как гражданин РФ. Другими словами, факт наличия второго гражданства для граждан РФ не имеет никакого значения при их пребывании в России. Российская Федерация будет рас-сматривать их исключительно как российских граждан – так, как если бы они вообще не имели вто-рого гражданства. Законодатель специально указал на это обстоятельство, формулируя норму с использованием наречия “только”.

   Предусматривается ли возможность изменения указанного положения? Да, это возможно при наличии международного договора, ратифицируя который Российская Федерация может принять на себя обязательство о признании двойного гражданства, а следовательно, и об отступлении от норм ст. 6. Этот факт основан на ст. 15 Конституции РФ, которая устанавливает приоритет применения международных норм независимо от сферы правового регулирования. Те международные догово-ры, которые уже были заключены, также продолжают свое действие независимо от новой позиции РФ, закрепленной в ст. 6.

   В чем же тогда смысл двойного гражданства с позиции российского законодателя, если все равно в РФ наличие иностранного гражданства никаким образом не учитывается и не рассматрива-ется? Очевидно, в том, что гражданам РФ предоставляется возможность реализовывать свои права как иностранным гражданам на территории этих иностранных государств. И в этом смысле Россий-ская Федерация подтверждает свое согласие на допустимость наличия иностранного гражданства. Это согласие выражается в том, что в п. 2 ст. 6 закрепляется положение о том, что приобретение второго гражданства не влечет за собой прекращение гражданства российской Федерации.

   Итак, в этом сложном вопросе рано ставить точку. В международном праве многие отношения строятся на основе международной вежливости. Рассматривая в РФ граждан, имеющих двойное гражданство, только как российских граждан, Российская Федерация не отрицает факт наличия у них и иностранного гражданства, а значит, и не должна препятствовать иностранному государству в осуществлении защиты и покровительства над лицами, которые имеют связь с этим государством.

Галина ФЕДОСЕЕВА, адвокат
реклама