ЖУРНАЛ РЕДАКЦИЯ НОВОСТИ СПРАВОЧНИК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
журнал
свежий номер

подписка

купить журнал

содержание
Как открыть счет за границей?

ГРЕЦИЯ

ГОЛЬФ

МАТА ХАРИ: правда и вымысел

Почему не стареют русалки, или австралийская мечта российской "звезды"

"Я нахожу новое с каждым кадром"

Паспорта “новоиспеченных” государств

Помощь консула в иностранном государстве

Без визы в европу: время больше чем деньги

Федеральная миграционная служба: десять лет спустя

архив

ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА: ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

   В июне 2002 года исполнилось десять лет со дня основания Федеральной миграционной службы МВД России. Десять лет успехов и ошибок, десять лет поиска…

   Мы беседуем с Владимиром ВОЛОХОМ, руководителем Департамента иммиграционного контроля и по вопросам убежища ФМС МВД России.

   Личное дело:

   ВОЛОХ Владимир Александрович
   Родился в 1944 году в Свердловской области
   Образование:
   Всесоюзный юридический заочный институт
   Московский институт народного хозяйства им. Плеханова
   Академия народного хозяйства при Совете Министров СССР
   Российская Академия государственной службы при Президенте РФM
   Действительный государственный советник РФ 3 класса
   С 1993 года – заместитель руководителя ФМС России
   С 2000 года – руководитель Департамента иммиграционного контроля и по вопросам убежища, член Коллегии минфедерации России
   С 2001 года – руководитель Департамента иммиграционного контроля и по вопросам убежища ФМС МВД России
   Стаж работы – 40 лет

   – Владимир Александрович, с какой целью была создана Федеральная миграционная служба?

   – События, охватившие Баку, Сумгаит, Нагорный Карабах, внесли свои – увы, трагические – коррективы в жизнь тысяч людей и вынудили их искать более спокойное место для проживания. Хаотичное переселение беженцев из "горячих" точек на территорию Российской Федерации подтолкнуло власть к принятию решения об организации контроля над этим процессом. И летом 1992 года была создана Федеральная миграционная служба.
   Вновь созданной службе, подчинявшейся в то время непосредственно правительству, на первом этапе предстояло решить нелегкие задачи: разработать план содействия переселению из стран СНГ и найти возможность для приема беженцев. Разумеется, одной из первых проблем, возникших перед ФМС, было создание так называемого правового поля, которое могло бы упорядочить и регламентировать действия сотрудников службы. Конечно, персонал тогда был еще неопытен, предстояло долгое обучение методом проб и ошибок.

   – За десять лет ФМС претерпела серьезную реорганизацию. Какие задачи решает Федеральная миграционная служба сегодня?

   – Да, в конце 1999 года Указом Президента России ФМС была преобразована, вопросы миграционной политики были переданы в ведение Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ. Министерство было образовано на базе ФМС России и бывшего Министерства по делам национальностей.
   В конце 2001 года Указом Президента Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики было ликвидировано, а его функции переданы трем ведомствам: МВД (миграционная политика), МИДу (вопросы работы с соотечественниками за рубежом) и Министерству экономики (экономический блок вопросов).
   Сегодня функции иммиграционного контроля и координации действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам миграции исполняет МВД России. Министерство подготовило предложения по вопросам осуществления миграционной политики, совершенствования правового поля в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Была создана группа, которая разработала ряд законов. Это, в частности, законы "О гражданстве РФ", “О правовом положении иностранных граждан”, готовятся законы о беженцах, о вынужденных переселенцах, дополнение о процедуре въезда и выезда с территории России.
   Российская Федерация подписала Женевскую конвенцию и протокол к ней о статусе беженцев и тем самым взяла на себя обязательства по отношению к лицам, ищущим убежище на территории Российской Федерации.

   МВД также решает вопросы, связанные с мерами по пресечению незаконной миграции и предоставлению политического убежища для иностранных граждан. По нашим экспертным оценкам, на территории Российской Федерации находятся около полутора миллионов иностранцев и лиц без гражданства, правовой статус которых не определен или требует уточнения, а также более трех миллионов лиц, занимающихся незаконной трудовой деятельностью.
   Сейчас наше ведомство возглавляет заместитель министра, начальник ФМС, генерал-полковник внутренней службы Андрей Григорьевич Черненко. В центральном аппарате работает около трехсот сотрудников, специалистов высокого уровня. Он состоит из трех основных департаментов: Департамента иммиграционного контроля и по вопросам убежища, Департамента внешней трудовой миграции, решающего задачи по привлечению трудовой силы извне и содействующего трудоустройству наших граждан за рубежом, и Департамента по делам вынужденных переселенцев. Есть также ряд управлений и отделов.
   На местах в субъектах Федерации созданы подразделения по делам миграции МВД, ГУВД, а также УВД субъектов Федерации.

   – Какие факторы обусловливают направление миграции населения в России?

   – Все достаточно просто. Как правило, мигранты стремятся туда, где есть возможность работать и получать за свой труд реальные деньги. То есть в экономически благоприятные районы России. Это Москва, Санкт-Петербург, Ставропольский и Краснодарский края, Владимирская, Ярославская, Екатеринбургская области. Немаловажным фактором для выбора места жительства является безопасность и удаленность района от "горячих" точек, зон межнациональных конфликтов. К сожалению, люди уезжают из северных областей и Дальнего Востока. А эти районы по-прежнему остаются одними из самых перспективных в России. Ведь разработка залежей нефти, газа, золота и алмазов всегда были и остаются прибыльными.

   – Миграция населения вообще и в Российской Федерации в частности – процесс управляемый или только учитываемый? Какими методами можно вообще управлять миграцией?

   – Хороший вопрос! Это процесс вполне управляемый. Но, к сожалению, зачастую только в теории. Ведь для того чтобы создать условия для миграции населения в тот или иной регион, необходимы огромные средства. Обеспечение переселенцев жильем и предоставление рабочих мест – далеко не единственные требования. А развитие инфраструктуры? Больницы, школы, бытовые объекты. Все гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
   Страна находится далеко не на первых местах по уровню жизни, и найти финансы на осуществление миграционных проектов очень сложно. Создание инфраструктуры – достаточно дорогое мероприятие.
   Кстати, яркий пример грамотной миграционной политики – освоение целины и строительство БАМа: тысячи специалистов и просто добровольцев уехали из центральных районов страны. Они создали семьи, сами выстроили города.

   – В результате миграции населения стран СНГ внутри Содружества в последние годы приток иммигрантов в Россию и в Москву существенно увеличился. Каковы при этом могут быть последствия для России? В глазах многих наших сограждан миграция – чуть ли не основной источник всех российских бед.

   – Я бы не драматизировал ситуацию. Рассмотрим этот вопрос без эмоций. Во-первых, для России важен демографический фактор. Рождаемость падает, смертность высока. Пока мы не дошли до критической черты, но необходимо смотреть дальше завтрашнего дня. За последние десять лет на территорию России иммигрировало более восьми миллионов человек, из которых большое число специалистов, работавших в других государствах СНГ. Экономическое положение их стран вынудило их переселиться в Россию, но ведь от этого нашей стране только польза. Другое дело – незаконные иммигранты. Да, мы против иммигрантов, поселившихся в России незаконным путем. Надо сказать, что сейчас принимаются меры по жесткому контролю за незаконной иммиграцией и депортации нелегалов.
   Каковы последствия для России? Обратите внимание, что иммигранты, как правило, работают в тех сферах, где коренные жители трудиться не хотят по экономическим соображениям или считают эту работу непрестижной. Так что этот вопрос далеко не однозначный.
   Кстати, о Москве. Пятнадцать миллионов – это уже перенаселение. Нагрузка на инфраструктуру колоссальная. Многие иммигранты считают, что лучше селиться именно в столице или других мегаполисах. Но ведь они не учитывают, что в Москве дорогое питание, медицинское обслуживание, очереди. Многие проблемы действительно легче решать в небольших городах. Мигрантам необходимо тесно сотрудничать с миграционной службой своего региона и региона предполагаемого проживания. Ведь мы работаем для того, чтобы найти оптимальный вариант для каждого мигранта.

   – Повлияет ли вновь принятый закон "О гражданстве РФ" на миграцию? Если повлияет, то каким образом?

   – Когда нет правового поля, регламентирующего тот или иной процесс, возникает хаос. Принятие законов "О гражданстве РФ" и "О правовом положении иностранных граждан в РФ" внесет ясность и будет способствовать упорядочиванию миграции. Чем меньше неясных вопросов будет у граждан, тем четче они будут представлять свои возможности и требования к ним со стороны государства. Вопреки мнению, распространенному среди соискателей российского гражданства, я убежден, что новый закон "О гражданстве РФ" более лояльный, чем аналогичные законы США, Канады или Японии. В любом случае, имея этот закон, мы приближаемся еще на один шаг к правовому государству.

   – Владимир Александрович, сегодня большое количество граждан России иммигрируют на Запад, в результате чего происходит так называемая "утечка мозгов". Это явление носит временный характер или этот процесс бесконечен и к нему следует подходить как к миграции населения в мировом масштабе?

   – Думаю, что той самой "утечки мозгов", какая была в начале девяностых, уже нет. Уезжают на запад специалисты в основном среднего уровня. А профессионалы с большой буквы уже работают в ведущих российских компаниях и получают приличную зарплату. Россия изменилась за последние десять лет. Мы учимся ценить специалистов, это положительный фактор. Обидно, что пока мы не можем платить миллионные гонорары нашим спортсменам, и российский хоккей, например, перестал быть тем хоккеем, который мы помним и любим, а Павел Буре и ему подобные играют в клубах за океаном.

Беседовал Андрей АСТАХОВ
Фото: А. АСТАХОВ

   Редакция журнала "Второй паспорт" поздравляет сотрудников Федеральной миграционной службы МВД России с юбилеем.

реклама